Трактат К. Й. Фельдтенштайна «Изучение искусства хореографии в танце, описания и исследования танцев». Краткое изложение

Автор: Куга Андрей
Год публикации: 2009

Автор: Андрей Куга

Цель настоящей работы — познакомить русских читателей с известным в мире, но практически неизвестным у нас трактатом немецкого хореографа конца XVIII в. К. Й. Фельдтенштайна «Изучение искусства хореографии в танце, описания и исследования танцев» (Feldtenstein, C. J. von. Erweiterung der Kunst nach der Chorographie zu tanzen, Tänze zu erfinden, und aufzusetzen; wie auch Anweisung zu verschiedenen National-Tänzen; als zu Englischen, Deutschen, Schwäbischen, Pohlnischen, Hannak- Masur- Kosak- und Hungarischen; mit Kupfern; nebst einer Anzahl Englischer Tänze. Braunschweig, 1772; Копия в библиотеке Конгресса). Книга имела два издания: первое вышло еще в 1767 г. под названием Die Kunst nach der Choregraphie zu Tänze. Это руководство заключает в себе многочисленные таблицы с описаниями шагов и фигур различных танцев. Среди них контрдансы и кадрили, «национальные» танцы. Но особенно важны помещенные у Фельдтенштайна схемы менуэта — т.к. позвляют изучить многие вопросы, связанные с историей этого танца во второй половине XVIII в.

Автором трактата танец определяется как «прекрасное искусство, занятие которым приятно и полезно». Однако он сразу предупреждает, что в трактате «не всегда новое говориться». В целом трактат включает в себя довольно большое количество различных ссылок и цитат, что делает такое предупреждение вполне законным.

В самом тексте трактата можно выделить три крупных блока:

  1. Введение (Inhalt), в котором автором обосновывается приятность, необходимость и природная красота танца как такового, приводится сверхкраткий экскурс в историю танца исходя из собственных мнений и обоснований Зельенштйна.

  2. Историческая часть. Она выделяется в пределах глав 1 – 5 первой части. Здесь раскрывается подробная история танца с упоминанием основных представителей различных школ танцев и нотаций, обосновываются предыдущие исторические тезисы ссылками на различных мастеров (начиная с Арбо (1588) и заканчивая трактатами Фейе (1701)). В этой части из танца просто приятного появляется танец полезный для здоровья (обоснованием этого можно считать обширную цитату с обобщениями из труда господина Андре «Ортопедия» («Ortopädie»; Париж). Именно в этой части среди всех танцев выделяются три специфических на взгляд автора типа танцев – церемониальные, комические и национальные. В церемониальные включаются все танцы, которые танцуются на любых праздниках, церемониях и торжествах самого различного происхождения и значения. В национальных танцах автором выделяется обязательное наличие круга или линии без дополнительных фигур. В целом второй блок можно считать почти повторением первого, но через труды других авторов.

  3. В последний блок включается все, что осталось от труда – главы 6 – 7 из первой части, вся вторая часть и заключение. Этот блок целиком посвящен танцам как таковым с точки зрения техники – подробно разбираются все используемые в схемах шаги, базовые схемы движений, траектории, позиции и другие необходимости для изучения танцев. Здесь же приводиться подробная схема нотации Фейе, которой пользуется автор. Примерно с середины этого блока появляется схематизация упоминаемых танцев. Точную схему с объяснениями автор приводит только одну – менуэт. К ней прилагается несколько вариаций без пояснений (только рисунки). Национальные танцы в большинстве случаев приводятся без конкретных схем и названий и охарактеризованы как танцы, состоящие из чередования кругов и цепочек под музыку в размере, кратном ¾. Отдельно здесь выделены только полонез (в группе польских национальных танцев) и котильон (в аналогичной группе английских танцев). Для котильона не приводиться ни одной конкретной фигуры (отмечается, что они были различными для разных обществ) и даются два традиционных припева – цепочка в сторону и малая цепочка… Сам котильон представляется как танец из 4 – 5 фигур с припевами между ними. В заключении приводиться очередной эксурс в английские танцы, построенные по схеме «цепочка» (без конкретики).


Рис. 1. Нотация Фейе в том варианте, который использован в трактате.


Рис. 2 и 3. Схемы фигур в менуэте и контрдансах. (различные вариации, источник для трактата неизвестен)

Добавить комментарий