Уанстеп (One Step Dance)

Автор: Лобунец Юлия
Год публикации: 2011

Автор: Ю. Лобунец, IV конференция, 2011 г.

Уанстеп — один из самых популярных танцев рубежа XIX и XX веков.

Сейчас можно сказать, что сам по себе уанстеп являлся вообщем-то несложным танцем. И возможно, именно благодаря этой особенности он дал начало многим европейским и американским популярным социальным танцам, просуществовашим на танцполах в течение всего XX века и в некоторых случаях остающихся популярнымии и по сей день.

Задача данной статьи — дать общее представление о том, что собственно уанстеп представлял собой, и попытаться внести ясность в некоторые вопросы относительно этого танца. В частности:

  • Когда и где появился уанстеп;
  • Под какую музыку его танцевали;
  • Когда и почему он стал популярен;
  • Кто танцевал этот танец;
  • Где танцевали уанстеп;
  • Какие шаги и фигуры использовались в танце;
  • Как танцевали уанстеп: положение в паре, линия танца, музыкальность, импровизации, сиквенсы и т. д.;
  • Какова его дальнейшая судьба: в какие танцы преобразовался уанстеп.

Хотелось бы отметить, что в процессе подготовки этой статьи использовались не только книги и другие письменные источники, дошедшие до наших дней, но и информация, полученная из личных интервью с исследователями танцев начала XX века, материалы, собранные ими в беседах с танцорами, которые еще застали танцы того времени. В частности, в статье использована информация, полученная от Питера Логгинса (США) и Кристин Роджерс (Великобритания).

Точная дата появления уанстепа неизвестна. Действительно, идея делать в танце обычный шаг (walking step) на каждый счет музыки лежит на поверхности и вполне могла прийти в голову многим людям одновременно. Как правило, датой появления уанстепа считают 90-е годы XIX века. Однако многие исследователи, в частности Питер Логгинс, считают, что уанстеп появился гораздо раньше. Относительно страны, в которой этот танец появился, также нет ясности. Иногда родиной уанстепа называют США. Однако, скорее всего, повился он все-таки на Британских островах и лишь потом перебрался в Америку. Так считал Артур Ньюманн, написавший это в своей книге «Dances of to-day» («Танцы нашего времени»), изданной в 1914 году.

Изначально уанстеп танцевали под марши, вошедшие в моду в конце XIX века. Однако вовсе не марши сделали этот танец популярным. В 90-х годах XIX века в США приобрел популярность новый музыкальный стиль, получивший названий «регтайм». Считается, что регтайм был синтезом европейской классической музыки, царившей тогда на танцполах, и популярной афро-американской музыки, начавшей к концу XIX века постепенно оказывать довольно большое влияние на американскую культуру. Характерной чертой и особенностью, отличавшей музыку регтайма от других стилей, является синкопа — смещение акцентов на слабую долю. Регтаймы могли иметь разный размер. В частности, существуют регтаймы размера 3/4. Чаще все же встречаются 2/4 или 4/4. Говоря о регтаймах, нельзя не упомянуть имя Скотта Джоплина. Именно этот американский пианист и композитор принес регайму мировую известность. От некоторых историков музыки можно услышать мнение, что вся история регтаймов — это история Скотта Джоплина. Разумеется, Скотт Джоплин был не единственным и даже не первым исполнителем регтаймов. Но именно Скотт Джоплин принес регтаймам широкую известность.

А регтаймы сделали популярным уанстеп. Действительно, простой базовый шаг давал большую свободу для импровизации, создания различных вариаций и отражения в танце сравнительно сложного, по сравнению с музыкой предыдущих поколений, ритмического рисунка музыки. Можно говорить о том, что в период с 1900 по 1914 год уанстеп был одним из самых популярных танцев практически во всем цивилизованном мире. В качестве примера можно привести эпизод из воспоминаний Харкура Альджеранова — солиста труппы Анны Павловой. Он пишет, как во время гастролей по Юго-Восточной Азии танцоров после спектаклей часто приглащали на различные приемы. Во время таких вечеров молодые люди из труппы знакомились с местными девушками. Поводом к началу беседы обычно служило приглашение на танец и разговор примерно следующего содержания: Скажите, как вы танцуете уанстеп? Я, например, танцую его на полупальцах. Заметьте, что дело происходит в Юго-Восточной Азии! Хотя, безусловно, речь идет о европейском населении соответствующих стран.

Рис. 1
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 2

Рис. 3
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 4

Вопрос о том, какие слои населения танцевали уанстеп, тесно связан с разновидностями этого танца. Очевидно, что существовало много различных версий базового шага, доказательством чему служит, в частности, приведенный выше разговор. Однако обычно выделяют все же три основнные разновидности:

  • Все шаги выполняются на полупальцах, колени практически не сгибаются или сгибаются очень мало. На каждом шаге есть небольшой акцент наверх. Эту версию базового шага сделали популярной и, вероятно, изобрели Ирэн и Вернон Каслы (Castle). А также назвали танец, основанный на этом шаге, своим именем — Касл вок (Castle walk , рис. 1). Касл вок позиционировался его создателями как танец благородных людей, вхожих в высшее общество. Поэтому можно утверждать, что в благородных и состоятельных домах танцевали уанстеп именно в этой версии.
  • Шаги выполняются на полной стопе. Каждый шаг — это небольшое проскальзывание вперед почти без отрыва ноги от пола. Эта разовидность шагов называется «английской». И вероятно, была наиболее популярна в Англии, хотя наверняка, встречалась и в Европе, и в США. При этом нельзя утверждать, что в Англии танцевали уанстеп только так.
  • Каждый шаг по сути — перепрыгивание с ноги на ногу. Вес находится на передней части стопы. При каждом шаге колени могут сгибаться достаточно сильно. При этом позиция в паре часто тоже достаточно сильно отличается от классической (рис. 4). Это наиболее «народная» версия уанстепа, характерная преимущественно для чернокожего населения США.

Таким образом, отвечая на вопросы кто и где танцевал уанстеп, можно кратко ответить: все и везде. Действительно, резюмировуя несколько предыдущх абзацев, можно сделать вывод, что уанстеп танцевали как в высших, так и в низших слоях общества, и он был популярен как в США, так и в Европе, и даже в Азии. Скорее всего, его тацевали в крупных городах, где имелся какой-то процент европейского населения, и на других континентах, так как известно, что европейцы и американцы, переселявшиеся в начале XX века в отдаленные страны, стремились сохранять свою и культуру и следовать европейской и американской моде. В немалой степени этому способствовали и гастроли различных театров. Та же труппа Павловой выступала практически по всему миру, включая Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Бразилию и Египет.

Говоря о технических особенностях танцевания уанстепа, начать нужно прежде всего с положения в паре. Уанстеп танцуют в стандартной закрытой позиции — практически такой же, в какой танцуют вальс (рис. 1). Но есть одна особенность: уанстеп — один из первых танцев, в котором кавалер стал двигаться лицом по линии танца. Такая позиция встречалась и раньше. Но видимо только в уанстепе это стало нормой. Артур Ньюманн пишет об этом как о новшестве и принимает этот факт за новое правило, которому нужно следовать. Другая особенность — характерное раскачивание корпуса из стороны в сторону на каждом шаге, либо на каждый четвертый шаг. Одни хореографы это не поощряли, другие, наоборот, указывали что нужно делать именно так. В любом случае дурным тоном считались любые перекосы плечей, изгибы в корпусе и отбивание ритма руками. В целом же характер танца мог быть различным и зависел в первую очередь от ритма и темпа музыки. Считается, что классический уанстеп танцевали под не слишком быструю музыку, что давало возможность делать в танце различные сложные фигуры. А вот касл вок танцевали под настолько быструю музыку, что танцорам приходилось практически бежать по танцполу. Поэтому мастерство танцоров в этой разновидности уанстепа определялось в основном умением «выписать» на танцполе определенную траекторию.

Немного о линии танца, которой следовали в уанстепе. За исключением собственно касл вока, в уанстепе, особенно в первое время, продолжали придерживаться традиции следовать в танце по окружности или периметру зала против часовой стрелки. Однако эта традиция начала уже исчезать. В начале XX века социальные танцы в Америке, да и в Европе, начинают становится массовым явлением. Танцуют все слои населения от самых верхов до самых низов. Появлется множество общественных танцевальных залов. Однако количество жаждущих танцев столь велико, что места на всех все равно не хватает. О количестве танцующих говорит хотя бы одна довольно известная история, о том, как в одном из танцевальных клубов Калифорнии в начале 1920-х годов обвалилась крыша из-за того, что посетители танцевали уж очень активно. Понятно, что в таких условиях длительно выдерживать какую-то линию танца достаточно сложно. Поэтом все сводилось к тому, что каждая пара сама «отвоевывала» себе пространство на танцполе и танцевала по той траектории, которую могла себе позволить. По этой причине в уанстепе появилось много вариаций, которые позволяют паре поменять направление движения и даже просто танцевать какое-то время на месте. Впоследствии в Калифорнии это дало начало одному из самых популярных свинговых танцев — бальбоа, танцевать который можно вообще практически на одном месте.

Уанстеп — танец в первую очередь импровизационный. Однако это не означет, что в нем не сущестовало каких-то общеизвестных фигур или их комбинаций. Судя по американским учебникам, рассказывающим про уанстеп, наиболее популярными были фигуры Shadow (тень), Манчестер, Новелетт, Беверли, Swing drop, Snake drop, Fish walk и другие. Не все из них, правда, описаны, в некоторых случаях упоминаются только названия. Популярны были различные «дропы» и «дипы» — всевозможные остановки и поддержки (правда, не совсем в том смысле, в котором мы понимаем это слово сейчас), которые позволяли сделать небольшую остановку в танце на конец музыкальной фразы, в соответствии с брейками в музыке, либо по причине того, что идти дальше паре просто некуда (рис. 2 и 3). Также были популярны быстрые вращения в паре — то есть вращение партнера и партнерши в закрытой позиции вокруг общего центра, иногда с продвижением по линии танца.

Также были и разные забавные фигуры, ведущие свое происхождение, вероятно, от animal dances, популярных на рубеже веков. Во всяком случае, по свидетельству Кристин Роджерс, в Англии была популярна фигура «страус», известная многим по «страусином танцу», поставленному Ливеном Бартом — танцоры изображают руками «крылышки» и длинную страусиную шею, а потом делают «нырок», имитруя страуса, прячущего голову в песок. Также она упоминала фигуру Mississippi Dip («нырок в Миссиссипи») — танцоры немного раскрывают пару, переходя в положение «книжка» или side by side (но не расцепляя руки) таким образом, что и кавалер, и дама смотрят в одну сторону — по линии танца, во время продвижения сильно сгибают колени и продвигаются на практически полусогнутых ногах в течении нескольких тактов, затем выпрямляются в нормальное положение, потом фигура повторяется снова.

Были ли в уанстепе сиквенсы? Можно предположить, что где-то встречались. Однако ни одного упоминания или описания какого-либо сиквенса в уанстепе мне лично ни разу не встретилось. И, вобщем-то, все говорит о том, что уанстеп был в первую очередь танцем импровизационным. Так что сиквенсы для него были, как минимум, нехарактерны.

Вообще, в каком-то смысле фраза о том, что кто-то и где-то танцевал уанстеп, если речь идет о 1910-х–1920-х годах, довольно условна. По утверждению Питера Логгинса, да и исходя из воспоминаний различных танцоров, редко какой социальный танец в первой трети XX века танцевали в чистом виде. Как правило, хорошие танцоры комибинировали шаги и фигуры из разных танцев, руководствуясь в первую очередь ритмическим рисунком музыки. Наряду с шагами уастепа в одном танце вполне могли использоваться также и шаги тустепа или, хотя и реже, кейка вока. С другой стороны, танцоры средние, глядя на танцоров высокого уровня, копировали их движения и многократно повторяли их, и так как нужно было эти движения как-то запомнить, давали им названия. Так появилось множество танцев с различными именами и, на первый взгляд, отличающимися фигурами, но на практике являющимися тем же уанстепом.

В качестве примеров можно привести:

  • Банни Хаг, базовая фигура — глубокий наклон в сторону на каждый четвертый счет.
  • Тексас Томми, базовая фигура — очень быстрое вращение в паре по линии танца с последующим резким раскручиванием партнерши.
  • Турки Трот, базовый шаг — выраженное перепрыгивание с ноги на ногу, на каждые два счета музыки.

Нужно уточнить, что каковы бы ни были в танце фигуры, уанстепом он будет считаться тогда, когда все шаги в нем имеют одинаковую скорость. Если же в танце встречается последовательность «медленно-медленно-быстро-быстро», то, строго говоря, это уже не уанстеп. То есть, к примеру, пибоди можно считать уанстепом, а фокстрот — нет.

Рис. 5
Рис. 5

Последний вопрос, который хотелось бы рассмотреть: что случилось с уанстепом после 20-х годов? У этого танца оказалась довольно интересная судьба — он не исчез, он преобразовался. Причем, преобразование его шло по двум направлениям. Первое — салонные танцы, называемые теперь бальными. В частности, современный квикстеп — танец, входящий в программу СБТ — это тот же уанстеп, практически даже не понесший никаких изменений. То же самое можно сказать о танце пибоди, который также входит в американскую программу СБТ в раздел American smooth (аналог европейской программы, рис. 5). Другая же ветвь потомков уанстепа — это свинговые танцы. Разумеется, нельзя говорить о том, что свинг — это прямой наследник уанстепа. Однако, уанстеп все же оказал достаточно большое влияние на свинговые танцы. О связи уанстепа с бальбоа было уже упомянуто выше.Также можно привести в пример танец тексас томми, базовая фигура которого теперь вошла практически во все свинговые танцы.

Ссылки

Добавить комментарий