Вальс в три па в Британии в последней трети XIX – начале ХХ веков.

Автор: Логвиненко Алина
Год публикации: 2019

Ссылка на версию гугл-док

Оглавление

Введение

Статья рассматривает изменения в технике вальса в три па в Британии в последней трети XIX – начале ХХ веков. Задачами статьи являлось обобщение и систематизация разрозненных сведений о вальсе в конце века, частичное сравнение техники вальса в Британии с техниками других стран, освещение популярных вариаций для импровизации. Охвачен период с 1865 по 1910-е годы, с момента возвращения вальса в три па в британские бальные залы и до того времени, когда с вальсом стали активно соперничать другие модные танцы.

Материалы статьи основаны на всех доступных источниках, выпущенных в Британии на протяжении рассматриваемого периода, а также, в равной мере, на периодических изданиях, доступных на сайте Британского архива газет. Полные версии цитируемых статей (без перевода) размещены в приложении 2.

Автор выражает благодарность Стратилатову Борису, Филимонову Дмитрию, Коган Екатерине за консультации и поддержку, а также своему супругу за поддержку и помощь с переводом затруднительных мест.

Приложения размещены по следующим ссылкам:
Приложение 1 “Таблица описаний вальса”
Приложение 2 “Полные тексты цитируемых газетных статей”
Приложение 3 “Сводная таблица бальных программ, опубликованных в периодических изданиях за 1870 – 1914 гг”

1 Место вальса в бальной программе

В последней трети XIX века вальс занимает все более доминирующее положение в британских бальных залах. В течение всей второй половины века он, наравне с кадрилями, составляет основу программы балов в Британии, однако в последние десятилетия века вальс практически полностью вытесняет собой иные танцы из бальной залы. И если в учебниках 1870-х авторами [Radestock, 1877, Warne, 1874] в качестве примеров приводятся программы из 20-22 танцев, где около трети посвящено вальсу, и столько же — кадрилям, то уже в 1888 году Эдвард Скотт в книге “Dancing & dancers” пишет, что из 20 танцев вечера 18 являются вальсами [Scott, 1888, стр. 92]. В газете “Manchester Courier and Lancashire General Advertiser” в 1893 году цитируется интервью с одним из учителей танцев, ранее опубликованное в “Daily Telegraph”, в котором на вопрос о популярных танцах будущего сезона дается ответ: ““Преобладающая тенденция” — сказал профессор, — “это вальс. Люди будут вальсировать даже в польке. Мы становимся нацией вальсеров, не танцоров. В программе из 18-24 танцев ¾ составляют вальсы””1. [Manchester Courier and Lancashire General Advertiser, 1893, Vol. LXIX № 11 289, 14 января]. В “Pall Mall Gazette” в мае 1898 года появляется статья с заголовком “On the decay of the dance” — “на развалинах танцев”, где автор делится впечатлениями от посещения бала предыдущим вечером и размышляет о современной бальной культуре. Он пишет: “Мы на окраинах [Лондона] сейчас не танцуем ничего кроме вальса, может быть сет Лансье появится в течение вечера”2 [Pall Mall Gazette, 1898, Vol. LXVI, № 10343, 21 мая]. 3 мая 1899 в журнале “The Sketch” в статье “Бальная программа ‘89 и ‘99” за авторством некого J.W. Murison говорится, что вальс сейчас составляет 20 пунктов из 24 возможных за вечер, а также автор иронизирует: “Разделение на “квадратные”3 и “неквадратные” танцы было приемлемо в ’89 году, но деление на “вальс” и “невальс” лучше отражает положение дел в наши дни”4 [The Sketch, 1899, №346, 03 May].

С началом нового века и появлением большого количества новых техник, и с появившейся модой на четко прописанную схему в танцах вальс начинает делить программы с другими танцами, однако продолжает оставаться основой вечера. В 1907 году в журнале “The Sketch” выходит статья “How dances are made fashionable” (“Как танцы становятся модными”) Роберта Кромптона, президента Императорского общества учителей танца на тот момент, где он заявляет: “На самом деле популяризация новых танцев в Англии осложняется из-за доминирования вальса, Лансье и, некоторого количества, польки.”5 [The Sketch, 1907, Vol. LIX, № 766, 2 октября]. В дамской колонке газеты “London Evening Standard” от 1 ноября 1909 года содержится размышление о модных танцах грядущего сезона: “И хотя Бостон будут танцевать все больше и больше в ходе сезона, вальс и тустеп также будут держать свои позиции, и программы всех публичных и частных балов, вероятно, будут состоять исключительно из этих трех танцев”6 [London Evening Standard, 1909, № 26639, 1 ноября].

Малое количество учебников, относящихся к десятилетию 1880-х годов, не позволяет сказать, когда именно вальс начал занимать главенствующее положение в бальных залах. Анализ программ, публиковавшихся в газетных заметках о балах и вечеринках (см. Приложение 3), показывает, что во второй половине десятилетия вальс занимал чуть более половины программы (например, 12 вальсов из 22 танцев, 11 из 20, 9 из 17). На рубеже 1880-х – 90-х это положение начинает смещаться в сторону ¾ программы (17 вальсов из 23 танцев, 13 из 20), и далее соотношение сохраняется приблизительно таким. Однако, в периодических изданиях в большинстве своем освещались провинциальные балы, даваемые по подписке, устраиваемые местными обществами или местными танцевальными школами. Возможно во время Сезона7 в Лондоне ситуация была несколько иной, локальные балы, хоть и следили за новинками в танцевальной моде и подчинялись общим тенденциям, но, в тоже время, соблюдали местные традиции и временами были более консервативны.

2 “Новый вальс”

2.1 Хронология появления

В течение 1850-х-1860-х годов бальными залами Британии владел вальс в два па. Большинство учебников в разделе “Вальс” описывают вальс в три па и вальс в два па, где возносят достоинства последнего и его преимущества перед обычным вальсом — его можно танцевать с вариациями и в разных направлениях, он быстрый, это модный вальс [Diprose 1861, 47]. Отзывы и анонсы новых вальсов в газетах вплоть до середины 1870-х не содержат указаний о типе вальса. Только в районе 1875 года авторы иногда начинают писать рядом с названием композиции “valse trois temps” [Illustrated London News, 1875, Vol. LXVI, № 1850, 23 January]. Это наводит на мысль, что все остальные композиции по умолчанию были удобными для вальса в два па. Однако, ситуация начинает меняться уже во второй половине 1860-х.

В руководстве Рутледжа, изданном в 1866 году, содержится три раздела в главе о вальсе: вальс в три па, вальс в два па и новый вальс. Автор сообщает, что “новый вальс” недавно только представлен в Англии и еще не так популярен, как может стать. Однако, на балах в Лондоне в течение прошлого сезона его достаточно активно исполняли, и именно поэтому он надеется, что будут исполнять в следующем [Routledge 1866, 76]. Предположим, что с учетом времени, необходимого для подготовки книги к печати, речь идет о сезоне 1865 года, как времени появления нового вальса в бальных залах. В учебнике Варна, датируемом также 1866 годом, есть упоминание о том, что автор слышал о появлении некого нового вальса, который набирает популярность и исполняется немного медленнее обычного [Warne 1866, 64].

Однако в газетах этого периода совсем немного объявлений об обучении новому вальсу. В 1865 таких объявлений нет, в 1866 только лишь одно, в зимних номерах газеты “Edinburgh Evening Courant”, Мистер Джонстон обещает научить вас вальсу в три па за два или три урока [Edinburgh Evening Courant, 1866, №24093, 17 января]. Но неясно, что именно тут подразумевается под вальсом в три па. Несколько объявлений 1867 года, показывают, что новый вальс все же стал распространяться, например мисс Ленора Джери в “Lady’s Own Paper” сообщает, что она обучает взрослых и детей новому вальсу, Лансье на 16 человек, а также любым другим модным танцам [Lady’s Own Paper, 1867, №31, 22 июня]. В газете “Western Morning News” 22 февраля 1867 есть объявление об обучении новому вальсу8. [Western Morning News, 1867, № 2224, 22 февраля].

Однако, популяризация нового вальса, видимо, происходила не слишком быстро, часть преподавателей все еще не обучала новому вальсу и не писала о нем. Так, в учебнике Генри Бланта 1868 года под заголовком вальс, описан обычный вальс в три па [Bland 1868, 21]. Хотя в тоже время, в учебнике Уиллока, изданном в Глазго, в тот же год уже есть описание нового вальса, с пометкой, что он набирает популярность невероятно быстро [Willock 1868, 56].

Зимой этого же года в шотландских газетах появляются объявления о танцевальных уроках, где учат вальсу в три па, исполняемому на всех модных балах9 [Edinburgh Evening Courant, 1868, № 24308, 10 февраля]. Объявления о танцевальных уроках середины века в большинстве своем не содержат уточнений о том, какому вальсу обучают, обычно пишут просто “вальс” или “вальс в два па и другие модные танцы”, так что подобные объявления можно рассматривать как сигнал о появлении запроса на обучение вальсу в три па, а значит, и его распространении в бальных залах.

С приходом весны и началом лондонского Сезона 1868 года подобные объявления начинают появляться и в лондонских газетах. Все тот же Бланд и дочери, анонсирует уроки, где обучает вальсу и прыгающему вальсу10 [London Evening Standard,1868, № 13646, 30 апреля].

Тенденция продолжается в следующие годы, например в 1869 году в “Suffolk and Essex Free Press” корреспондент из Лондона сообщает о вечерних танцевальных классах для взрослых и детей, где за 12 уроков обучают вальсу в три па, в два па и прыгающему вальсу, в числе прочих танцев [Suffolk and Essex Free Press, 1869, № 734, 18 ноября]. Или “Sheffield Daily Telegraph” в октябре 1869 объявляет об обучении новому прыгающему вальсу11 [Sheffield Daily Telegraph, 1869, № 4470, 2 октября].

Однако уже в 1870 году учителя танцев стали писать просто “Новый вальс”. Так мистер Джордж Гибс учит самым модным танцам, вальсу в три па абсолютно нового принципа12, сообщает “Marylebone Mercury” 5 марта 1870 [Marylebone Mercury, Vol. XIII, № 665, 1870, 5 марта]. Объявление в “Bradford Observer” 20 января 1870 года говорит, что мистер Тэйлор обучает новому вальсу и галопу13 [Bradford Observer, 1870, Vol. XXXVIII, № 2208, 20 января]. Дальнейшие объявления придерживаются именно этой формулировки.

Таким образом, можно говорить о появлении новой техники вальса в три па в британских бальных залах с 1865 года, но большое распространение и популярность она, видимо, получила к 1868–1870 году.

2.2 Техника вальса 1870-х

Всех авторов 1870-х, начиная с Рутледжа, можно разделить на три категории:

  • в разделе “вальс” под именем вальса в три па описан новый и популярный вальс ([Youens 1870]);
  • в разделе “вальс” под именем вальса в три па описан обычный вальс то, что другие авторы описывают с пометкой “старый вальс” ([Bland 1868], [Layland 1872], [Warne 1874], [Radestock 1877], [Ward 1876], [Daniel 1879]);
  • в разделе “Вальс” есть деление на старый и новый вальс. ([Routledge 1866], [Willock 1868], [Henderson 1879], [Polson 1879], [Coulon 1873], [Coulon 1880]).
  • Обратимся к описанию нового вальса. В целом, оно заключается в следующем (описывается партия кавалера, начиная спиной по линии танца):

    1 — жете с левой ноги налево,
    2 — глиссад правой ногой,
    3 — глиссад левой, заканчивая во второй позиции,
    4 — жете с правой ноги вперед,
    5 — глиссад левой ногой,
    6 — глиссад правой ногой, закачивая в пятой позиции, правая нога спереди.

    Из всех описаний выделяется только данное в руководстве миссис Хендерсон 1879 года. Оно менее понятно, зато она, единственная из всех авторов, подробно описывает направления шагов и разложение их ритмически по музыке:

    Вступительный шаг, исполняется только в начале — шаг вперед с правой ноги (разворачиваясь так, чтобы быть лицом к партнерше)
    1 — пружинящий шаг назад левой ногой (длинный шаг), в тоже время пронося правую ногу за левую
    2-3 слегка коснуться правой ногой пола и снова подпрыгнуть на левой, разворот на половину круга. (счет раз—два, три)14
    4 — пружинящий шаг вперед правой ногой (в то же время вынося левую ногу вперед)
    5-6 — слегка коснуться земли левой ногой и снова прыжок на правой (счет раз—два, три) [Henderson 1879, 43]

    Интересный момент, что Кулон и в учебнике 1873 года, и в учебнике 1880 дает описание старого вальса, а потом, под заголовком “Сотез”, говорит о том, что сотез — это старый танец, который сохранился во Франции, и его называют “Waltz a trois temps”, после чего следует описание: “Шаги похожи на шаги обычного вальса, с тем только исключением, что первый шаг должен быть прыжком, как жете, а оставшиеся два — шагами или скользящими шагами” [Coulon 1873, 59]. Это описание практически слово в слово копирует описание хоп-вальса (или сотеза) из книги “A Complete Practical Guide to the Art of Dancing” американского автора Томаса Хилгрова, 1864 года [Hillgrove 1864, 181]. Вероятно в 1865 году Рутледж, который издавался и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и по всей видимости, следил за танцевальной модой и там и там, или кто-то иной, возможно сам Кулон, привезли сотез в качестве новинки, которая получила развитие. На то, что новый вальс был прыгающим, указывают и многочисленные объявления в газетах (см. раздел выше), правда, там чаще употребляют термин “Spring”, а не “Sauteuse”.

    2.3 Техника вальса 1880-х – 1910-х

    Новое десятилетие приносит новое восприятие вальсовой техники. В учебнике 1887 года “Dancing as it should be” Эдвард Скотт приводит совершенно другое описание нового вальса, а хоп-вальс (сотез) упоминает как отдельную технику, притом, с весьма нелестной характеристикой: “сотез исполняется людьми, которые тщетно пытаются или вообще не могут освоить нормальный вальс” [Scott 1887, 72]. Малое количество сохранившихся и доступных учебников 1880-х не позволяет сказать, когда именно произошла смена техники вальса. Руководство Кулона 1880 года, где сотез называется вальсом в три па, можно отнести еще к предыдущему десятилетию, тем более, что оно почти дословно повторяет учебник 1873 года. Следующая книга в нашем распоряжении — самоучитель Кута “Dancing without aid of master” 1886 года, в котором описана техника с жете на первый счет [Coote 1886, 30]. Но первые издания книги Кута относятся к 1870 и 1874 году, они успешно переиздавались все десятилетие и следующее тоже, но, возможно, мало подвергались новым редакциям. В 1886 году издан “The ball-room guide” Фредерика Варна, но он дословно повторяет издание 1874 года. Далее — книги Скотта и Варна 1887 года, где описан уже иной вальс.

    Предположительно, техника изменилась в первой половине 1880-х, после волны популярности вальса-бостона рубежа веков. В 1884 году в газете “Norfolk news” есть упоминание о модном новом вальсе и его описание: “И к сведению моих деревенских кузин я могу также добавить, что новый вальс танцуется на полных стопах, и что невозможно танцевать его мягко, если вы танцуете на кончиках пальцев. Новый вальс состоит из прямых шагов, с поворотом между пятым и шестым. Конечно, вы не делаете все четыре шага по прямой линии, вы обходите, и если вы “шагаете вовне”, как говорят учителя танцев, то у вас получается нужная траектория. Пальцы практически не вывернуты — факт, что современный вальс абсолютная противоположность менуэту, в котором выворотность стоп есть первейшая важность”15 [Norfolk news, 1884, № 2040, 28 января]. То есть к 1884 году техника вальса уже начала меняться на лондонских балах. В целом, мы можем говорить, что на смену вальсу в два па в конце в 1860-х годов пришел прыгающий вальс или вальс в три па с прыжком, который во второй половине 1880-х сменился на более плавный и скользящий. В газете “South Wales Daily News” 1898 года в статье о монополии вальса автор пишет: “Я танцевал вальс в два па, вальс в три па с прыжком, когда тело совершенно вытянуто, до тех пор, пока в настоящее время смесь вальса в два па и хоп-вальса не стала популярной.”16 [South Wales Daily News,1898, № 1786, 27 декабря].

    При описании техники вальса разные авторы используют разные выражения, кто-то дает более конкретные указания, кто-то более общие, но в целом картина сводится к следующему (Сводную таблицу всех доступных описаний можно найти в приложении 1). Описание приводится для кавалера, партия начинается спиной по линии танца:

    1 — скользящий шаг левой ногой влево и немного назад,
    2 — правая нога подносится позади левой, приставляется на пальцы,
    3 — поворот на обеих ногах, в результате которого правая нога оказывается впереди,
    4 — скользящий шаг вперед в четвертую позицию правой ногой, ступая между стоп партнера,
    5 — поворот на правой ноге, левая нога вытянута во вторую позицию, проносится над полом, в конце вес переносится на нее,
    6 — правая нога подтягивается впереди левой, поворот завершается. (см. рис. 1)

    Шаги вальса

    Рис.1 Шаги вальса, иллюстрация из книги Скотта “Dancing as it should be” [Scott, 1910, 87]

    Практически, это изменившая динамику, но сохранившая шаги, техника старого вальса в три па, что отмечала еще миссис Хендерсон в своем описании [Henderson 1879, 43]. Интересно отметить, что у авторов второй половины 1880-х, хоть и упоминается некий “old waltz” или “waltz trois temps” без пометки “new”, но никем не приводится его описания. Ими описывается исключительно современный и популярный вальс и вариации. Авторы 1890-х и 1900-х годов предпочитают использовать просто слово “Waltz” или “Valse” для названия. Эдвард Скотт в “Dancing as it should be” и в нескольких других своих книгах, приводит пространное рассуждение о том, что не существует “нового” вальса, что каждую декаду появляется какой-либо новый вальс, и каждый вальс в свой момент времени будет новым. Гораздо корректнее употреблять термин “современный вальс” (“modern waltz”), и именно это выражение он предпочитает использовать. Более того, Скотт убежден, что “новый вальс” — лишь рекламная уловка для привлечения учеников учителями, или же порождение слухов [Scott 1887, 89]. О подобном явлении упоминает и Роберт Кромптон, в своей статье “How dances are made fashionable”, опубликованной в журнале “The Sketch” в 1907 году: “Так бывает, что ученики из глубинки приходят к нам и просят научить “новому вальсу”, про который они слышали, что он в большой моде в Лондоне. Часто этот новый танец оказывается обычным вальсом.”17 [The Sketch, 1907, Vol. LIX, № 766, 2 октября]. Однако, под названием “modern waltz” или просто “waltz”, но описание, приведенное выше, можно проследить в учебниках вплоть до 1913 года [Lamb 1906], [Scott 1910], [D’Albert 1913] (изучение более поздних источников не проводилось).

    Дополнительные описания, которые присовокупляют большинство авторов, заключаются в том, что па вальса состоит из шести шагов, три из которых заняты продвижением, а еще три — вращением. Так же многими авторами отмечается мягкость и плавность вальса, которая должна достигаться чуть присогнутыми коленями и стопами, не отрывающимися полностью от пола, в течение танца [Scott 1887, Lawson 1900 и пр].

    Любопытен тот факт, что в трудах американских учителей танцев такая разновидность вальса также встречается, и имеет разные названия. Например, в учебнике Додворта 1873 года подобная техника описана в разделе “Бостон” [Dodworth 1873, 35], а у Гилберта в 1890 году в “Round dances” похожий вальс встречается под под заголовком “Glide waltz” — скользящий вальс. [Gilbert 1890, 88]. Интересно, что “Glide waltz” упоминается в учебнике Ламба 1904 года, как новый вальс, но нет никаких других пояснений автор не дает [Lamb 1904, 1906, 53].

    3 Положение в паре

    3.1 Положение партнеров относительно друг друга

    О специальном положении в паре для вальса никто из авторов не упоминает, обычно даются общие рекомендации для всех круговых танцев. Рутледж в 1866 указывают положение для нового вальса “как для вальса в два па” [Routledge 1866, 77], при этом не давая описаний положения пары ни для вальса в два па, ни для других круговых танцев.

    Кулон в учебнике 1873 года в качестве описания позиции вальса приводит иллюстрацию (кажется, скопированную из учебника Целлариуса 1847), очень краткое описание: “кавалер обхватывает талию дамы правой рукой. Вторая рука, поддерживающая руку партнерши, должна быть грациозно вытянута на уровне талии. Его лицо должно быть развернуто к правому плечу дамы, а тело немного наклонено, и дама должна держать свою голову напротив своей левой руки, которая лежит на правом плече кавалера” [Coulon 1873, 57]. Это же описание повторяется в руководстве 1880 года.

    В 1879 году Полсон, описывая позицию для всех круговых танцев, говорит: “Кавалер становится напротив дамы, предпочтительно немного смещенным в ее право, положив свою правую руку на талию дамы. Дама подает свою правую руку в левую руку кавалера, а свою левую аккуратно кладет на его правое плечо. Тело должно быть достаточно прямым, голова дамы немного повернута к ее левому плечу, а кавалера — к его, для сохранения нормального баланса. Руки должны быть немного отодвинуты от тела и подняты до уровня груди.” [Polson 1879, 26]

    Кромптон в 1891 году дает такие указания: “Один из самых грациозных способов держать даму во время круговых танцев для джентльмена — это положить свою правую руку с левой стороны талии дамы (рука должна быть слегка округлой), и не надавливать сильно. Правые плечи обоих должны быть напротив и параллельны друг другу, их лица немного повернуты вправо. Левая рука дамы размещается на правой руке кавалера, немного ниже плеч. Джентльмен берет правую руку дамы в свою левую, большой палец которой едва касается соединенных пальцев дамы, и выпрямляет свою левую руку, с немного опущенным локтем, до тех пор пока рука дамы не станет поднятой на уровень ее плеча.” [Crompton 1891, 33]

    Лоусон в книге 1900 года “Guide to dancing” не описывает правильного положения, но говорит, что не стоит стоять в паре слишком близко. Рука кавалера должна окружать талию дамы до половины спины. Держать даму надо достаточно крепко для того, чтобы было возможным ее вести, дама немного сгибает локти и кладет руки на руки кавалера [Lawson 1900, 33]

    Эдвард Скотт в руководстве “Dancing as an art and past time” 1892 года, приводит множество фотографий, иллюстрирующих различные стили положения в паре, в том числе, стиль высших классов, старый стиль и правильное положение (см. рис. 2). Он пишет, что соединенные руки должны быть подняты, кавалер должен поддерживать даму за талию, а дама — опираться на плечо кавалера, руки желательно округлить. [Scott 1892, 130, 163]. В двух других своих книгах 1887 и 1910 годов Скотт, среди советов вальсирующим, упоминает о необходимости обоим партнерам отклонять немного тело назад [Scott 1887, 81], об этом же он упоминает в руководстве 1892 года, говоря о быстрых вращениях. [Scott 1892,164]

    Положение в паре

    Рис. 2 Иллюстрация из книги Скотта “Dancing as an art and past time” 1892. Положение в паре слева — старомодная позиция, справа — современная. [Scott 1892, 130, 161]

    О разных стилях держаться в паре, присущих разным слоям общества, как и о меняющейся моде говорит и некий танцевальный мастер в своем интервью для газеты “Daily Telegraph”, которое было опубликовано в “Manchester Courier and Lancashire General Advertiser”: “В бальных залах огромное количество пошлости, к примеру — манера держать партнера. Каждый класс имеет свою собственную. Невоспитанный молодой человек положит одну руку вытянутой между плечами его девушки, а она обнимет его за шею. В прошлом году один способ был в моде — […] Танцоры в паре находятся друг напротив друга и держат соединенные руки на высоте плеча кавалера. Еще одна нелепая мода, которая до сих пор так полностью не исчезла, — пары, полностью вытягивающие их руки с большой жесткостью” — “Какой же тогда корректный способ держать партнера?” — “Дама должна быть на достаточном расстоянии от кавалера. Это не должно быть объятием. Вы легко кладете одну руку на талию дамы, её левая рука покоится на вашем правом плече, а вы поддерживаете ее руку своей. Дама подает свою правую руку в вашу левую, но вы не должны держать слишком крепко.”18 [Manchester Courier and Lancashire General Advertiser, 1893, Vol. LXIX № 11 289, 14 января]

    Как можно видеть, положение в паре мало менялось в течение 1870–1890-х годов, осталось прежним положение танцоров друг относительно друга — плечи должны быть параллельны, легкое смещение партнеров влево относительно центра пары, округлые руки, которыми кавалер держит даму за талию, а дама опирается на кавалера, голова слегка повернута влево.

    Изменилась высота положения рук, они поднялись с уровня талии дамы до уровня плеча дамы. При этом, руки не должны быть полностью выпрямленными. Говоря о расстоянии между партнерами как и о способе держать партнера, можно отметить наличие разных вариантов, связанных с социальным статусом исполнителя, а также с господствующей модой. В приведенных выше цитатах авторы часто заостряют внимание на том, что нужно стоять на некотором расстоянии от дамы, или держаться так, чтобы положение не походило на объятие. Вероятно, существовала как раз обратная тенденция, вставать в паре очень близко, которую порицали и пытались искоренить танцевальные учителя. Ряд авторов [Polson 1879], [Scott 1887] отмечают необходимость держать тело прямо или даже слегка откидывать плечи, для облегчения вращений.

    3.2 Положение пары относительно линии танца

    Что касается направления движений относительно линии танца, то никто из рассмотренных авторов в своих трудах не дает каких-либо указаний на этот счет.

    Частично мы можем судить о положении пары из описаний шагов. В 1870-х и поздних 1860-х последовательность шагов в первом па вальса для кавалера выглядит как жете левой ногой влево, глиссад правой, глиссад левой, заканчивая во второй позиции. Таким образом, чтобы закончить третий шаг именно во второй, а не в четвертой позиции, нужно начинать стоя развернувшись в диагональ относительно линии танца.

    В 1880-х происходит смена техники популярного вальса, однако большинство авторов продолжают описывать первый шаг кавалера как движение левой ногой наружу или движение левой ногой во вторую позицию (а некоторые, пишут — вперед), то есть для корректного исполнения этого шага (именно во вторую позицию), нужно стоять, развернувшись в диагональ относительно линии танца.

    Направление шагов вальса

    Рис. 3 Иллюстрация из книги Скотта “Dancing as an art and past time” 1892. Направление шагов вальса. [Scott 1892, 187]

    В 1890-х выделяются два описания 1894 и 1898 годов [Witherspoon 1894, Skinner 1898], где первый шаг кавалера описан как шаг левой ногой назад, в четвертую позицию, а следующий — правой во вторую, разворачиваясь. Такую последовательность удобно выполнять, стоя четко спиной по линии танца.

    В последней трети XIX века британская танцевальная традиция находилась под влиянием американской, на что указывает и интерес к вальсу Бостону, и популярность Барн-дэнса и Вашингтон поста. Поэтому возможно обратиться к американской традиции, предполагая, что вместе с техниками и новыми танцами импортировалось и положение пары. В своей статье “Вальс в XIX веке” Алексей Мачехин подробно рассматривает американский вальс конца века и отмечает, что уже в середине 1870-х танцевальные мастера начинают обучать вальсу по специальной методике, где отработка движений ведется по квадрату, что приводит к развороту пары относительно линии танца в положение, где кавалер ориентирован четко спиной по линии танца, а дама — лицом [Мачехин 2011].

    Однако в Британии такие упражнения не применялись19, и в 1870-х, несмотря на изменение техники вальса, появление “нового вальса”, положение пары относительно линии танца оставалось таким, где пара стоит развернувшись в диагональ относительно направления движения. Разворот пары, как видно из описания шагов, стал происходить только в 1890-х годах, вероятно под влиянием танцев, импортируемых из Америки, или других модных тенденций.

    4 Музыка

    4.1 Ритмическое разложение шагов по тактам

    Подавляющее большинство авторов о соответствии шагов музыке пишут фразу о том, что музыкальный размер вальса — ¾, полный вальсовый поворот занимает два музыкальных такта, в каждом из них три счета и первый счет должен быть акцентирован.

    Более подробно о соответствии шагов музыке говорит миссис Хендерсон при описании нового вальса. В её трактовке новый вальс отличается от старого не шагами (хотя в её описании — очень), а именно манерой исполнения. Новый вальс следует исполнять со следующей разбивкой: раз——два, три, первый шаг должен быть длинным и занимать чуть больше времени, а остальные шаги должны исполняться чуть быстрее [Henderson 1879, 43]. Учебник миссис Хендерсон выпущен в 1879 году, неизвестно, появилось такое исполнение вместе с новой техникой или позже, на исходе десятилетия.

    Об этой же паузе пишет Эдвард Скотт во многих своих книгах, начиная с “Dancing as it should be” 1887 года. Он упоминает, что основное отличие нового вальса от старого — отсутствие монотонности. “Вальс — это танец в трехдольном размере, и первый шаг каждого из трех па всегда должен быть специально выделен, иначе нарушится характер танца. Ритм вальса дактильный (вероятно тут подразумевается не только акцент на первый счет такта, но и большая длина первого счета, и два последующих коротких, как слоги в стихотворном размере дактиль). Первый шаг обязательно не только акцентировать, но и специально удлинять, по факту на половину счета, чтобы он в целом занимал счет и половину. Второй шаг должен быть выполнен пропорционально быстро, занимая только половину интервала, и оставшийся счет полностью отдается третьему шагу. Таким образом мы получим первый шаг в три раза длиннее второго и в два раза длиннее третьего.” [Scott 1887, 80]. Похожее замечание делает он и в учебнике 1892 года. “Если к обычному вальсу в три па добавить легкое скользящее движение назад левой ногой, и продлить первый шаг в соответствии с музыкальным ритмом, занимая половину первого такта, то мы получим сочетание старого вальса с прыгучестью вальса в два па.” [Scott 1892, 189]; а в издании 1895 года включает ритмическую разбивку в описание шагов: “правой ногой в четвертую позицию, но вес не переносить. Перед самым третьим счетом — левой вперед, чуть разворачиваясь, и поднести левую ногу, разворачивая пятку по направлению движения. На следующий счет, продолжая разворачивать тело, левой ногой по кругу налево и назад. На третий счет поднести правый носок к левой стопе и развернуться.” [Scott 1895, 70]

    Однако, Кромптон в руководстве 1891 года указывает, что первый и четвертый шаг следует отчетливо подчеркивать, но все шаги занимают одинаковое количество времени. [Crompton 1891, 58]

    Можно сказать, что вальс конца века унаследовал от вальса 1870-х ритмическое разложение. К сожалению, отсутствие подобных инструкций у других авторов не позволяет нам судить о широте применения такого музыкального разложения шагов, также как и о временном интервале, охватывающем эту моду.

    4.2 Скорость музыки

    В трудах рассматриваемых авторов напрямую не сообщается об удобной скорости для исполнения вальса, вероятно этот вопрос оставлялся на усмотрение распорядителя танцами или дирижера оркестра. В руководстве 1900 года Лоусон рекомендует использовать вальсы Штрауса и Вальдтейфеля в качестве мелодий для танца [Lawson 1900, 28]. И все авторы пишущие о старом вальсе, отмечают что он был медленным. Рутледж в 1866 пишет, что новый вальс в три па медленнее вальса в два па, поэтому более приятный и грациозный, но также не приводит конкретной скорости [Routledge 1866, 76].

    Газетные заметки не вносят много конкретики, но все же сообщают некоторые интересные факты. Например, в “Norfolk news” 28 января 1884 можно найти строчку: “Вальс сейчас очень приятный. он изящный и спокойный, не слишком быстрый, не слишком медленный”20 [Norfolk news, 1884, № 2040, 28 января]. При этом, десять лет спустя, в беседе с учителем танцев, опубликованной в “Manchester Courier and Lancashire General Advertiser” 14 января 1893 года, утверждается, что вальс стал медленее, чем десятилетие назад: “Старый вальс был очень быстрым. Современный имеет более мягкие движения, он более величественный. […] когда он сказал, что современный вальс медленнее, он сравнивал с вальсом 10 лет назад.”21 [Manchester Courier and Lancashire General Advertiser, 1893, Vol. LXIX № 11 289, 14 января]. Здесь затруднительно сказать, говорил ли данный хореограф о музыке первой половины 1880-х или неверно выбрал период для сравнения.

    В газете “Musical Herald” в 1891 году приводится скорость танцев — для вальса 72 такта в минуту [Musical Herald, 1891, № 521, 1 августа]. В то же время, Цорн в “Грамматике танцевального искусства” в разделе о скорости вальса говорит, что англичане исполняют вальс со скоростью 66-69 тактов, хотя и приводит скорость в 72 такта как самую удобную для вальса. [Цорн 1890, 289]. Однако, стоит отметить, что первое издание книги Цорна на немецком языке было опубликовано в 1887 году (а закончено в 1885). Таким образом, можно предположить, что указанная им скорость в 66-69 тактов для вальса в Британии — скорость 1880-х, которая к 1890-м достигла 72 тактов.

    Однако, к концу века скорость музыки начинает меняться. В газете “Bradford daily telegraph” в 1900 году отмечают тенденцию сезона модных бальных зал — очень высокая скорость музыки. “Вальсы иногда играют так быстро, что абсолютно невозможно танцевать их изящно, и в результате прыжки, подобные тустепу, заменили скользящий вальс, который был любим до недавнего времени.”22 [Bradford daily telegraph, 1900, Vol. LXVI, № 9742, 20 января]. В следующих десятилетиях вальсы продолжают ускоряться. Так, мистер Д`Альберт в 1912 году отмечает, отвечая на вопрос “Pall Mall Gazette”: “Сначала музыка была слишкомы быстрой для обычного вальса, поэтому люди танцевали Бостон, а сейчас музыка слишком медленная для Бостона и слишком быстрая для вальса. В действительности, многие хорошие танцоры практически не слушают музыку, хотя они поддерживают ритм музыки, именно поэтому могут выполнять новые шаги так успешно”23 [Pall Mall Gazette, 1912, № 14793, 25 сентября].

    Очевидно, скорость музыки менялась волнообразно, в зависимости от последних модных тенденций и от появления новых популярных танцев и танцевальных техник в том числе. Первая волна замедления произошла в конце 1860-х – начале 1870-х. Предположительно, в 1880-х скорость вальса составляла 66-69 тактов в минуту. Далее музыка стала ускоряться, в 1890-х составляя 72 такта в минуту. Современниками отмечается, что в 1900-х скорость вальса была такой быстрой, что стало неудобно исполнять вальс в три па, и танцоры перешли на вальс-бостон.

    5 Вальсовые техники и вариации в вальсе

    Авторами не описывается фигур, которые можно применять в вальсе, но упоминается некоторое количество самостоятельных техник, которые можно исполнять отдельно либо вставлять в вальс для разнообразия. Так, Кромптон в главе о вальсе выделяет раздел “вариации”, где перечисляет следующие типы техник: вальс в два па, сотез или хоп-вальс, прыгающий вальс, медленный вальс, американский вальс, гангловьенн, вальсирование вперед и назад, реверс [Crompton 1891, 51]. Миссис Хендерсон в учебнике 1879 года говорит, что модно танцевать вальс вниз и вверх по прямой и переходить на реверс [Henderson 1879, 44]. Варн в 1887 в “Modern etiquette” пишет, что хороший танцор может вращаться в любом направлении, не теряя шагов, вальсировать вниз по комнате по прямой линии назад и вперед, переходить время от времени на реверс, а также о том, что много новых вальсовых шагов появляются каждый сезон [Warne 1887, 120]. Скотт в книге “Dancing and Dancers” 1888 года упоминает, что многие в основную технику вмешивают разные шаги [Scott 1888, 94]. В газете “London Evening Standard” от 1 ноября 1909 года говорится: “У лучших танцоров есть неудобная привычка прибывать к сезону со знанием новых шагов.”24 [London Evening Standard, 1909, № 26639, 1 ноября]. То есть можно сказать, что по желанию танцора в вальс могут быть добавлены шаги других вальсовых техник, и эта практика активно применялась и была распространена весь период с 1870-х и до 1910-х годов.

    Однако, авторы не спешат описывать разные вальсовые техники. Они упоминают и перечисляют многие, но не дают к ним инструкций. В таблице 2, размещенной в приложении 1, можно видеть полный список упоминаемых вальсовых техник, ниже рассмотрены следующие из них: реверс, вальсирование по прямой линии, медленный вальс, американский вальс, спринг вальс, хоп-вальс. К этим вальсовым техникам авторы наиболее часто дают пояснения, а также они упоминаются в газетах, что дает основания считать их актуальными.

    5.1 Вальс по прямой линии

    Большинство авторов обычно описывают шаги как глиссад правой ногой вперед — глиссад левой ногой вперед — поднести правую ногу в заднюю третью позицию. Повторить с другой ноги. Но, например у Кромптона в 1891 году есть другой вариант: глиссад вперед правой ногой 4 позицию, поднести левую в третью сзади, глиссад передней ногой в 4 снова. Повторить с другой ноги. Назад — аналогично. [Crompton 1891, 57]. Кромптон же говорит, что есть несколько вариантов исполнения этой вариации, он привел только один. Не слишком понятно, исполняется ли эта вариация в открытой паре. Наличие шагов вперед и назад скорее говорит в пользу положения “преследование”, когда один из партнеров движется назад, а второй — вперед.

    5.2 Реверс

    Одна из самых распространенных вариаций, встречающаяся практически у всех авторов. Однако, как и на другие техники, мода на реверс приходила и возвращалась. Появившаяся вместе с вальсом в два па возможность вращения в обратную сторону считалась одним из главных его достоинств. Новый вальс в три па перенял это свойство у своего предшественника. В “Modern etiquette” в 1887 году Фредерик Варн пишет “Чрезвычайно необходимо научиться искусству реверса” [Warne 1887, 121]. Есть немало объявлений об уроках танцев, где обещают научить реверсу, например: “Обучение вальсу и реверсу, Барн-дэнсу, скёрт-дэнсу, польке, кадрили Лансье”25 [Surrey Comet, 1894, Vol. XL № 2144 29 сентября]. Или: “Обучение вальсу за один урок. Классы для взрослых и детей. Частные уроки и классы по предварительной записи. Обучение реверсу”26 [Surrey Comet, 1883, Vol. XXX № 1515, 4 августа].

    Тем не менее, в 1893 году в статье ““UP-TO-DATE” DANCING” в газете “Manchester Courier and Lancashire General Advertiser” высказывается мнение, что реверс сейчас мало используется на балах высшего света, поскольку не позволяет большая плотность танцующих, а также, поскольку более средний класс активно его использует, поэтому высший свет стремится отказаться от реверса27. [Manchester Courier and Lancashire General Advertiser, 1893, Vol. LXIX № 11 289, 14 января].

    Модный в высшем свете или в среднем классе, реверс был одной из самых востребованных вариаций, поскольку помогал избежать головокружения и слишком сильного смещения при длительном вальсировании в одном направлении. Хорошим тоном считалось вставлять реверс время от времени, в качестве разнообразия, а не поворачиваться непрерывно налево. Например, Фредерик Варн в своем руководстве по этикету замечает: “Несмотря на то, что абсолютно необходимо научится искусству реверса, предельно плохой вкус — использовать его все время. Реверс можно применять время от времени в качестве вариации, но непрерывного реверсного вращения следует избегать, чтобы не сталкиваться.” [Warne 1887, 122].

    Часть авторов, о технике реверса говорит, что нужно просто начать с другой ноги, и вращаться в другую сторону. Часть описывает шаги, и эти описания действительно эквивалентны стандартным описаниям с заменой правой ноги на левую. Например, Кромптон в 1891 году дает подобную инструкцию (партия кавалера): “глиссад левой ногой и вынести правую на пальцы во вторую позицию. Открытый пивот на левой ноге вперед, правая нога выносится во вторую позицию. Поднести левую ногу впереди правой. Глиссад правой ногой во вторую позицию. Поднести левую ногу в третью позицию на пальцы позади правой. Закрытый пивот назад на правой ноге.” [Crompton 1891, 58]

    5.3 Сотез или Хоп-вальс

    Упоминание о нем встречается не у многих авторов, а смутное пояснение дает только Кромптон. Он пишет, что сотез очень близок ко второй части шоттиша, поэтому сложно относить его к группе вальсов. Он никогда не был особо любимым танцем [Crompton 1891, 56]. В учебниках Кулона сотез приравнивается к вальсу в три па, при этом дается уточнение, что не следует путать его со второй частью шоттиша. [Coulon 1873, 1880]

    5.4 Spring valse (пружинящий вальс)

    Руководство “Victoria dance du monde” 1872 года рекомендует использовать для этого вальса шаги редовы, танцуемые быстрее, либо исполнять вальс в три па с прыжком на левой ноге, что делает этот вальс похожим на хоп-вальс (он же Шоттиш-вальс по мнению авторов) [Layland 1872, 18]

    Скотт в 1878 году пишет, что это этот вальс является соединением Хоп-вальса и вальса в три па. [Scott 1878, 72]. Однако Хоп-вальс он не описывает.

    Позже в 1891 году Кромптон говорит что спринг-вальс “редко встречается сейчас, хоть и был одно время очень популярен. Шаги похожи на шаги вальса, за исключением того, что глиссад следует заменить на жете, а повороты выполнять так, чтобы они принимали участие в прыгающих движениях.” [Crompton 1891, 56]. По всей видимости, название “Spring valse” стали использовать для вальса, популярного в 1870-х (под которым он одно время встречался в объявлениях о танцевальных уроках), а понятие сотеза закрепилось за второй частью шоттиша, которую иногда называли “шоттиш-вальсом”.

    5.5 Медленный вальс

    Упоминается у нескольких авторов, и все они разнятся во мнениях. Первое упоминание о нём есть у Кулона в 1880 году: “Медленный вальс — шаг с левой ноги, поднимая правую сзади, подняться на пальцах, повторить с правой. Часто смешивают один шаг вальса в три па и медленного вальса.” [Coulon 1880, 55]

    В 1887 году Скотт дает несколько иное описание (оно же повторяется в поздних переизданиях книги), в котором говорится, что в медленном вальсе один вальсовый шаг занимает два такта [Scott 1878, 72].

    Следующее описание есть у Кромптона в 1891 году: “медленный вальс — это просто последовательность открытых пивотов, выполненных поочередно на правой и левой ноге. Опорная нога во время вращения должна быть слегка присогнута, а вторая нога — вытянута во вторую позицию.” [Crompton 1891, 56]. Если подразумевать, что у Кулона во время поднимания на пальцах на третьем счете происходит вращение, то описание Кромптона выглядит родственным.

    Далее в 1900 году Лоусон в “Guide to dance” говорит, что на самом деле сейчас есть два модных вальса — вальс в три па и медленный вальс. “Медленный вальс я впервые представил своим ученикам и обществу под именем “La Valse Anglaise”” [Lawson 1900, 30]. Никаких описаний этого вальса Лоусон не дает, также как и не уточняет, когда именно он представил этот вальс ученикам. Несколько лет подряд в газетах можно видеть название “La Valse Anglaise” или “English waltz”, которое, скорее всего было введено в противовес американскому вальсу, как называли вальс-бостон, когда он впервые появился в Британии. “Бостон дип очень отличается от английского вальса”28 говориться в газете “Norfolk news” в 1884 году [Norfolk news, 1884, № 2040, 28 января]. В сравнении с бостоном, вальс в три па был действительно медленнее.

    В более поздних газетах конца 1880-х медленный вальс и новый медленный вальс упоминается как самостоятельное явление: “Частные уроки для леди и джентльменов обучение новому медленному вальсу, Датскому вальсу, Гангловьенне.”29 [Tenbury Wells Advertiser, 1889, № 929, 29 января]. Или: “Обучение модным танцами, три па, медленный вальс, бостон, Поло и Хайланд Шоттиш”30 [Surrey Comet, 1883, Vol. XXX № 1515, 4 августа]. Вероятно время от времени появлялось какая-нибудь техника, которую называли медленным вальсом.

    5.6 Американский вальс / вальс Бостон

    Объявления об обучении новому, американскому вальсу появляются в британских газетах впервые в 1877 году. Месье Кулон, в газете “Morning Post” за 22 февраля как всегда с почтением информирует друзей и учеников, что его классы на обучение Бостону, американскому вальсу укомплектованы31 [Morning Post, 1877, № 32653, 22 февраля]. В течение 1878 года начинают появляться объявления об обучении Бостону. Мадам де Хейс с почтением информирует дворянство и джентри о начале своих классов, где обучает новейшему американскому вальсу (Бостону)32 [Isle of Wight Observer, 1878, № 1331, 01 июня], в то же время мадам Изабель Бизе Мишо анонсирует свои классы в Лондоне, в том числе, частные уроки Бостона33 [Morning Post, 1878, №33966, 22 февраля]. Еще одно объявление этого года от неизвестного танцевального мастера говорит об обучении американским вальсам — бостону, рокэвай34 [Folkestone Express, Sandgate, Shorncliffe & Hythe Advertiser,1878, №553, 23 ноября]. Однако никаких иных упоминаний в прессе о новом вальсе нет.

    К 1880-му году Бостону начинают обучать повсеместно. Например, некая мисс Нортон, профессор танцев, в мае 1880 в газете Thanet Advertiser пишет: “Мисс Нортон, профессор танцев и физической подготовки. Вальс в три па, новый стиль. Американский вальс и новый медленный вальс, обучение.”35 [Thanet Advertiser, 1880, № 1018, 22 мая]. Уже к 1882 году пояснение “американский” вальс исчезает, и используют только название “Бостон”: “Обучение модным танцам — три па, медленный вальс, Бостон”36 [Surrey Comet, 1882, Vol. XXIX, № 1478, 18 ноября].

    Видимо в конце 1870-х было привезено несколько популярных американских вальсов, из которых особое распространение и дальнейшее развитие получил именно вальс Бостон. Либо наоборот, на волне популярности Бостона предпринимались попытки интеграции других популярных в Америке вальсовых танцев. Однако, в начале 1880-х, несмотря на то, что Бостон уже вошел в британские бальные залы, интеграция американских вальсовых техник продолжалась. Например газета “Kentish Independent” сообщает о новом танце: “немного времени спустя после того, как вальс под названием “Бостон” был в моде, […] новый танец абсолютно другого характера занял место Бостона. Его можно кратко описать. Танцоры скользят три раза в одном направлении так далеко, как их ноги позволяют им, потом три раза в противоположном направлении. Для получения удовольствия от этого танца абсолютно необходимо, чтобы партнеры двигались одномоментно.”37 [Kentish Independent, 1880, Vol. XXXVIII, № 1951, 28 августа]. В 1887 году, Скотт в своем учебнике “Dancing as it should be” пишет, что американский вальс был популярен не так давно, но сейчас о нем редко можно услышать [Scott 1887, 72].

    Видимо первая волна популярности вальса Бостона пришлась на конец 1870-х, и стихла к середине 1880-х. Однако в 1910-х Бостон снова захватил бальные залы Британии, что заметно по многочисленным объявлениям в газетах: “частные уроки и ежедневная практика для леди и джентльменов в новом вальсе, Бостоне, тустепе, реверсе и прочем, квалифицированный инструктор”38 [Army and Navy Gazette, 1907, Vol. LXVIII, № 2476, 6 июля], или: “Танцы – тустеп, Бостон вальс, прочее. Частные уроки, мистер Сессил Тейлор, Уиллоу-гроу холл, Лидс”39 [Leeds Mercury, 1909, № 21897, 18 декабря].

    25 сентября 1912 года в беседе с “Pall Mall Gazette” мистер Д`Альберт сообщает: “No one dances the waltz nowadays, although dance programmes one sees the title “waltz”; but the dancers ignore that and Boston instead” (“Никто сейчас не танцует вальс, хотя в бальных программах пишут название вальс; но танцоры игнорируют это, все танцуют Бостон вместо вальса”). Далее Альберт добавляет, что недавно прошел конгресс императорского общества учителей танца, на котором была танцевальная вечеринка, где в программе было около 9 вальсов и ни один из них не был исполнен в старом стиле — все бостоннировали40 [Pall Mall Gazette, 1912, № 14793, 25 сентября]. То есть в начале ХХ века Бостон снова стал очень популярной техникой. Как можно видеть из приведенной цитаты и из бальных программ, представленных в приложении 3, — он никогда не значился отдельным пунктом в списке танцев, танцоры сами выбирали, какой стиль вальса использовать — старый “новый” вальс, вальс-бостон или включать элементы одного в другое.

    Из всех авторов только Кулон в учебнике 1880 года приводит описание вальса-бостона (описывается партия кавалера, начиная спиной по линии танца) [Coulon 1880, 60]:

    1 — скользить левой назад
    2 — скользить правой ногой назад
    3 — поставить правую ногу сзади рядом с левой и развернуться на половину круга.
    4-5-6 — повторить с другой ноги.

    Не слишком подробное описание и не слишком понятное, близко к некоторым более поздним, чем учебник Кулона, описаниям вальса в три па.

    В 1913 году Эдвард Скотт выпускает практическое руководство “All about the Boston”, где в описании оригинального Бостона он обращается к книге Гилберта “Round dances”, а также рассматривает технические нюансы и различные вариации шагов для Бостона [Scott 1913]. Однако развитие и популяризация Бостона является темой отдельного исследования и выходит за рамки этой статьи.

    Использование разных вальсовых стилей и техник активно применялось в последней трети XIX – начале ХХ веков. Мода на разные стили приходила и уходила, все время появлялись новые способы вальсировать. В бальных программах никак специально не выделяли тип вальса, обозначая просто “вальс”, использование особой техники или импровизационных шагов являлось выбором каждого танцора в зависимости от скорости музыки или собственного желания.

    6 Заключение

    За рамками статьи остался вопрос тщательного сравнения вальса британской традиции с традициями других стран. Основной целью статьи был именно анализ развития и особенностей вальса как одного из основных танцев бальной программы Британии последней трети XIX – начала ХХ веков.

    Также не рассмотрен вопрос танцев с четко прописанной схемой, основанных на вальсовой технике, их развитие и место в бальной зале. Вместе с другими подобными танцами этот материал является темой для отдельного объемного исследования.

    В заключение отметим ключевые моменты:

  • Вальс составлял от половины до ¾ бальной программы последней трети XIX – начала ХХ веков в зависимости от десятилетия.
  • Существенное изменение техники вальса происходит около 1865 года, широкое распространение новая техника получает на рубеже 1860-х–1870-х годов, вальс в два па сменяется на “новый вальс в три па”.
  • Новым вальсом в три па в 1870-х становится техника “жете-глиссад-глиссад”, которую также называют “spring valse”, а Кулон называет сотезом.
  • Следующее изменение техники, предположительно, происходит в середине 1880-х.
  • С 1880-х вальс становится более мягким, основным шагом становится скользящий шаг. Далее существенных изменений в технике вальса уже не наблюдается.
  • К 1890-м годам авторами окончательно перестает употребляться термин “new valse a trois temps” или “trois temps”, чаще используют слово “waltz” или “modern waltz”.
  • Положение в паре изменяется к 1890-м годам.
  • Ориентация пары относительно линии танца предположительно изменятся в середине 1890-х годов, пара разворачивается четко спиной–лицом по линии танца.
  • Есть мнение, что для техники вальса в три па 1880-х и позднее существовало разложение шагов по музыке с удлинением первого шага на половину счета. Однако оно не поддерживается, но и не опровергается другими авторами, не обсуждается в газетах.
  • Скорость музыки изменялась волнообразно. С приходом новой техники во второй половине 1860-х наблюдается замедление темпа вальса. В 1880-х предположительная скорость для вальса составляет 66-69 тактов в минуту, а в 1890-х — 72. К 1900-м скорость музыки возросла настолько, что современники отмечают затруднение в исполнении шага вальса.
  • Отдельные фигуры в вальсе в качестве импровизации не упоминаются ни авторами, ни в газетах. Зато можно говорить о широком применении разных шагов и техник для импровизации, в течение всего периода 1870 -1914 гг.
  • В разные десятилетия под названием “вальс в три па” встречаются разные вальсовые техники: прыгающий вальс в 1870-х, скользящий в 1880-х и позднее. Это, а также большое количество вальсовых техник, их активное применение для импровизации, позволяют нам говорить о разнородности вальса в три па в Британии в последней трети XIX – начале ХХ веков и необходимости воспринимать его как целый комплекс различных техник.
  • Список литературы

    Основная литература

    Периодические издания

    Дополнительные материалы

    Сноски

    Добавить комментарий