Вальсовые техники Эдуарда Хелмке

Автор: Деркач Мария, Филимонов Дмитрий
Год публикации: 2011

Авторы: М. Деркач, Д. Филимонов

Оглавление

1 Введение
2 Общее описание
2.1 Медленный вальс
2.2 Экосез-вальс
2.3 Венский вальс
2.4 Вальс-зефир
2.5 Триоле-вальс
3 Заключение
Ссылки
Примечания

1 Введение

Книга Эдуарда Хелмке «Новая школа танцев и образования» (Neue Tanz- und Bildungsschule) была издана в 1829 году в Лейпциге [1]. В ней танцмейстер описывает правила поведения на балах и в обществе, а также приводит описания основных на его взгляд танцев, среди которых могут быть упомянуты вальсы, экосезы, англезы, франсезы, контрдансы, полонез и некоторые другие.

В статье разобраны вальсы, которые танцевались в бальной зале в конце 1820-х — начале 1830-х годов согласно Хелмке.

2 Общее описание

В книге подробно описаны пять вальсов: медленный вальс (Der Langsamer Walzer), экосез-вальс (Der Ecossaise-Walzer), венский вальс (Der Wiener Walzer), вальс-зефир (Der Zephyr-Walzer) и Триоле-Вальс (Der Triolet-Walzer) — танец, придуманный самим Хелмке. Еще танцмейстер упоминает «подрывающий здоровье» баварский вальс-галоп, который, по его словам, вышел из употребления, а также русский вальс и берлинский вальс, правила исполнения которых отсутствуют в книге.

Описания танцев предваряются подробным описанием техники исполнения шагов. Cогласно Хелмке, существуют три разновидности вальсовых шагов: шаг медленного вальса (Walz Pas), шаг экосез-вальса (Ecossaise Walz Pas) и шаг венского вальса (Wiener Walz Pas). Кроме того, в каждом из вальсов (кроме вальса-зефира) до начала вращения следует сделать вступительный шаг в открытой позиции.

2.1 Медленный вальс

Музыка медленного вальса имеет размер 3/4. Она должна быть очень медленной, поскольку Хелмке считает, что чем медленнее Вы танцуете, тем красивее у Вас будет получаться.

В качестве вступительного шага и кавалер, и дама делают так называемое «Glissé No. 4», которое есть ни что иное, как 4 pas marché вперед на полную стопу, скользя по полу [1, 166]. Далее кавалер с дамой становятся в закрытую позицию:

«Кавалер берет левой рукой правую руку дамы, а она кладет свою правую кисть на его левую, а свой правый локоть на его левый. Кавалер кладет левую руку вдоль своей груди, непрерывно притягивая эту руку к себе, сгибает левую кисть вниз так, чтобы выпрямленный большой палец левой руки лежал на груди, поднимает левый локоть так, чтобы он мог нести правую руку дамы и кладет правую руку мягко на левый бок дамы, не обнимая ее, дабы не повредить платью дамы. Дама кладет свою левую кисть на плечо кавалера» [1, 203].

Что касается положения рук танцующих, то для того, чтобы партнерам было удобно танцевать, кавалеру не следует опускать локоть вниз. А даме не следует смещаться влево относительно кавалера, приближаясь тем самым к нему. Дама как бы отталкивает кавалера от себя.

Вращение производится на высоких полупальцах вальсовым шагом, который описан следующим образом:

«Вначале вы шагаете с левой ноги в четвертую позицию, вращаясь в то же время немного направо, так что правая нога после вращения приходит во вторую позицию, и считаете 1; далее вы проводите правую ногу по дуге за левую в пятую позицию, поворачиваясь в это же время направо, и считаете 2; проводите левую ногу по дуге за правую в пятую позицию, поворачиваетесь еще немного направо, завершая при этом целое вращение; и считаете 3; затем скользите носком правой ноги в четвертую позицию и считаете 4; скользите носком левой ноги в четвертую позицию и считаете 5; наконец скользите с носка правой ноги в четвертую позицию и считаете 6» [1, 184].

Этот шаг похож на тот, который Томас Вилсон в своей книге «A Description of the correct method of Waltzing» называет «french slow waltz step» [2, 65]. Единственная разница состоит в том, что отступание назад в 5 позицию (второе полупа вальса) с точки зрения Вилсона является грубой ошибкой, а у Хелмке прописано как норма.

2.2 Экосез-вальс

Хелмке считает этот вальс шотландским. В качестве вступительного шага используется «Jeté No. 1»1. Далее пара закрывается в вальсовую позицию точно так же, как в медленном вальсе.

Для исполнения вращения танцмейстер предлагает два шага. Первый из них имеет довольно интересное описание:

«Вы прыгаете с правой ноги в четвертую позицию, выбрасываете сразу же левую ногу прямой во вторую позицию на воздух, немного вращаясь, и считаете 1; прыгаете затем на правой ноге шагом вперед, и одновременно ударяете левой ногой за правой в пятой позиции, так что левая нога отлетает, носок поворачивается по дуге, а пятка в воздухе, и считаете 2; затем прыгаете с левой ноги в четвертую позицию, поворачиваясь в это время направо, так что правая нога в ходе этого движения приходит во вторую позицию, и считаете 3; проводите потом правую ногу за левую в пятую позицию, немного доворачиваетесь направо и считаете 4; ударяете левой ногой за правой в пятой позиции, подбрасываете одновременно правую вытянутой на воздух в четвертую и считаете 5. Первый, второй и пятый шаги — четверти, а третий и четвертый — восьмые» [1, 185].

Этот шаг несимметричен, поэтому если строго следовать правилу «дама начинает со второго полупа», то вращение получается не вполне комфортным. Возможно, дама вместе с кавалером начинает с первого полупа, делая его с правой ноги, однако это у Хелмке не описано.

Второй шаг экосез-вальса симметричный:

«Вы прыгаете (как в No. 1) с правой ноги в четвертую позицию, выбрасываете одновременно левую ногу вытянутой на воздух во вторую позицию, немного доворачиваетесь и считаете 1; прыгаете затем на правой ноге шагом вперед, еще немного доворачиваетесь, ударяя левой ногой за правой на воздухе в пятой позиции и считаете 2; прыгаете затем с левой ноги в четвертую позицию, проводите в то же время правую ногу в воздухе по кругу и считаете 3; прыгаете на левой ноге еще раз и доворачиваетесь в воздухе, выбрасывая в то же время все еще выпрямленную правую ногу по кругу и оставляя ее в четвертой позиции считаете 4» [1, 186].

Этот шаг практически ничем не отличается от шага «quick-sauteuse» Томаса Вилсона [2, 80].

2.3 Венский вальс

Венский вальс начинается с балансе, причем Хелмке рекомендует [1, 205] танцевать его как батман. Музыка трехчастная, 3/8. Шаг этого вальса непростой и содержит антраша:

«Вы шагаете как в экосез-вальсе, поворачиваясь немного направо, с правой ноги в четвертую позицию, выпрямляете одновременно левую ногу в воздухе во второй позиции и считаете 1; взлетаете затем в антраша в воздухе, ударяя икрами друг об друга, правая нога мягко ударяет по левой пятке и вследствие этого формирует третью позицию, и считаете 2; приземляетесь по дуге на правую ногу, держа левую ногу все еще выпрямленной во второй позиции в воздухе, и считаете 3; шагаете затем с левой ноги в четвертую позицию, поворачиваетесь немного направо, так что правая нога вследствие этого движения приходит во вторую позицию, и считаете 4; проводите потом правой ногой по дуге за левую в пятую позицию, где еще немного доворачиваетесь и считаете 5; проводите теперь левую ногу за правую в пятую позицию, завершаете всё вращение и считаете 6» [1, 187].

Этот шаг также несимметричен, как и первый шаг экосез-вальса, однако здесь Хелмке уточняет, что первое полупа содержит антраша, которое производится одновременно обоими партнерами. Второе полупа — такое же, как в медленном вальсе. Это значит, что дама и кавалер выполняют описанные шаги с противоположных ног. Положение в закрытой позиции такое же, как в медленном вальсе.

2.4 Вальс-зефир

Это Французский вальс, его музыка имеет размер 6/8. Он довольно скорый, не имеет вступительного шага и танцуется на шаге «Glissé No.1». Хелмке пишет, что, несмотря на свою скорость, это танец для отдыха и его следует танцевать, когда вы разгорячились. Описание напоминает более поздний вальс в два па:

«Кавалер кладет обе своих ладони даме на бока, чтобы иметь контроль над ней, а дама кладет свои ладони кавалеру на плечи. В этом положении они делают один раз глиссе, в ходе которого кавалер скользит с левой ноги во вторую позицию, дама с правой, и считают 1; затем кавалер проводит правой ногой за левой, дама левой за правой в пятую позицию и считают 2; потом кавалер скользит с левой ноги, а дама с правой ноги во вторую позицию и считают 3. Потом кавалер правую, дама левую ногу оставляют на воздухе, в ходе чего они поворачиваются налево, меняясь местами, и считают 4. Теперь кавалер скользит правой ногой, а дама левой во вторую позицию и считают 1; затем кавалер проводит левую ногу за правую, дама правую за левую в пятую позицию и считают 2; потом скользит кавалер еще раз с правой, дама с левой ноги во вторую позицию и считают 3; тем временем кавалер на носке правой, дама на носке левой ноги быстро вращаются налево, кавалер проводит левую, дама правую ногу в воздухе в пятую позицию и считают 4. После каждого глиссе происходит половина поворота, однако им не следует вращаться во время глиссада, а только после третьего шага. Корпуса должны вращаться быстро и плавно и настолько легко и играючи, что не должно быть слышно ни шагов, ни шарканья ног. Танцующие летают по зале как ветер, так что за ними едва можно уследить» [1, 209].

2.5 Триоле-вальс

О происхождении этого вальса Хелмке пишет:

«Общие жалобы о нехватке кавалеров на всех балах, являющиеся причиной того, что так много дам остаются сидеть во время танцев, побудили меня придумать вальс на одного кавалера и двух дам. Этот танец я назвал Триоле-Вальсом» [1, 112].

Триоле-вальс начинается с 8 тактов вступления, на 6 из которых вся тройка делает три «Glissé No. 1», а на два оставшихся такта кавалер кланяется сначала второй даме, находящейся слева, потом первой. Далее идет основная фигура, танцуемая кавалером то с первой, то со второй дамой по 3 раза, всего 6 раз. После чего танец завершается точно так же, как начинался. Описание танца:

«Для этого вальса каждый кавалер приглашает по две дамы, одну из которых ставит справа, другую — слева от себя. В правой руке у кавалера находится первая дама, в левой — вторая. Первые восемь тактов у них — ритурнель, после чего они начинают вместе с музыкой. Во время ритурнели они в качестве вступительного шага делают три Glissé No. 1 или балансе на 3/8, или, если все трое умеют, terre-en-l’air. После первых шести тактов в музыке имеется два такта отдыха: седьмой и восьмой такты. Во время первого такта кавалер кланяется второй даме, т.е. даме слева от него, после чего он отпускает ее и во время второго такта отдыха кланяется первой даме. Затем они оба, т.е. кавалер и первая дама, стоящая справа от него, берутся за правые руки и поднимают их верх в виде арки. Одновременно с этим кавалер кладет левую руку на правый бок дамы, а она кладет свою левую руку на правый бок кавалеру. В таком положении они вальсируют восемь тактов без вступительного шага, в то время как вторая дама, стоящая слева от них делает балансе на 3/8 или terre-en-l’air внутри круга сама по себе, так, чтобы оставаться всегда сбоку от них и не вращаться. Кавалер и дама вращаются четвертый оборот не до конца, поскольку вальсовое па будет сделано наполовину, когда они пойдут на четвертый оборот; в этот момент кавалер оказывается стоящим справа от первой дамы, а она от него слева. Оба берутся левыми руками, становятся напротив друг друга и держат руки в форме арки наверху. Вторая дама танцует сперва влево шагом Glissé No.1, а потом вправо внутрь пары и вокруг стоящих шагом chasse en tournent» [1, 210].

3 Заключение

Вальсы, описанные в учебнике Хелмке, дополняют картину развития вальсов в конце первой трети XIX века. Мы находим в нем не только классическую версию медленного вальса, но и вальс на 2/4, что подтверждает факт его наличия в немецкой танцевальной культуре. Кроме того, в вальсе-зефире мы, возможно, встречаем предка ставшего популярным позже вальса в два па. Отдельно стоят венский вальс и Триоле-вальс. Первый напоминает нам о высокотехничном исполнении танцев в период ампира. Второй же показывает изобретательность Хелмке как танцмейстера для решения проблемы неравномерного гендерного состава посетителей балов.

Ссылки

Примечания

Добавить комментарий