Gillotte, Жийот

Варианты названия: Gillotte, Gilotte, Жийот.
Источник изучения: анонимный манускрипт Instruction pour danser (c1610, предположительный автор – Антуан Эмеро).
Исходное положение: Танец в кругу на 4 пары.
Музыка: AABB, А – 4 такта размера 2/2 и B – 8 тактов размера 2/2. Для исполнения всех фигур танца нужно 14 повторений музыки. В самом манускрипте музыки нет, однако она содержится в Терпсихоре Михаэля Преториуса под номером I сразу после гавотов.
В 16 и начале 17 века музыка нотировалась разными способами, разбиения на такты еще не существовало в практике. Указано количество тактов в современной нотации.
Танец относится к: 1600-1620
Автор описания: Дмитрий Филимонов

Схема танца:

Танец имеет куплетно-припевную форму. На музыкальную часть AA всегда исполняются два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки. Во время повторения музыкальной части B исполняется фигура, задаваемая или озвучиваемая первым кавалером. Возможно, танец имел импровизационный характер и первый кавалер мог выбирать, какие фигуры исполнять. Тем не менее, в заглавии указано, что в Жийоте 6 фигур. Расчет пар в манускрипте не указан, однако поскольку танец явно имеет отношение к Гавоту, который в это время считался видом бранля, расчет естественно вести от первой пары вправо: вторая пара стоит справа от первой, третья напротив первой и четвертая слева от первой.

Шаги: весь танец исполняется на шаге Гавота. Для удобства описания ниже он разбит на две части: первая часть это такты 1-2, вторая часть это такты 3-4.

Первая фигура

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-2: первый кавалер и первая дама меняются местами за правую руку на первой половине шага гавота.
Такты 3-4: отпуская правую руку, первый кавалер и первая дама исполняют вторую часть шага гавота на месте, лицом друг к другу.
Такты 5-6: первый кавалер и первая дама меняются местами за левую руку на первой половине шага гавота.
Такты 7-8: отпуская левую руку, первый кавалер и первая дама исполняют вторую часть шага гавота на месте, лицом друг к другу. В конце дама делает прыжок опираясь на кавалера, а кавалер помогает даме подпрыгнуть.
Такты 9-16: Все пары кроме первой повторяют то же самое, что делала первая пара в тактах 1-8.

Вторая фигура

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-2: первый кавалер и первая дама меняются местами за левую руку на первой половине шага гавота.
Такты 3-4: отпуская левую руку, первый кавалер и первая дама исполняют вторую часть шага гавота на месте, лицом друг к другу.
Такты 5-6: первый кавалер и первая дама меняются местами за правую руку на первой половине шага гавота.
Такты 7-8: отпуская правую руку, первый кавалер и первая дама исполняют вторую часть шага гавота на месте, лицом друг к другу. В конце дама делает прыжок опираясь на кавалера, а кавалер помогает даме подпрыгнуть.
Такты 9-16: Все пары кроме первой повторяют то же самое, что делала первая пара в тактах 1-8.

Третья фигура

Эта фигура исполняется на 8 проведений музыки: по одному для каждого танцора.

Первое повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-2: первый кавалер подает стоящей от него слева даме (четвертая дама) свою правую руку и делает 3/4 оборота так, что сам он оказывается в центре круга лицом к этой даме, а дама на своем месте.
Такты 3-4: отпуская правую руку, первый кавалер и четвертая дама, исполняют вторую часть шага гавота на месте. Кавалер при этом разворачивается на четверть оборота направо, к следующей даме (третья дама).
Такты 5-6: первый кавалер подает третьей даме свою правую руку и делает полный оборот так, что сам он оказывается в центре круга лицом к этой даме, а дама на своем месте.
Такты 7-8: отпуская правую руку, первый кавалер и третья дама, исполняют вторую часть шага гавота на месте. Кавалер при этом разворачивается на четверть оборота направо, к следующей даме (вторая дама).
Такты 9-10: первый кавалер подает второй даме свою правую руку и делает полный оборот так, что сам он оказывается в центре круга лицом к этой даме, а дама на своем месте.
Такты 11-12: отпуская правую руку, первый кавалер и вторая дама, исполняют вторую часть шага гавота на месте. Кавалер при этом разворачивается на четверть оборота направо, к следующей даме (первая дама).
Такты 13-14: первый кавалер подает своей даме правую руку и делает 3/4 оборота так, что сам он оказывается на своем месте лицом к даме, а дама на своем месте лицом к кавалеру.
Такты 15-16: отпуская правую руку, первый кавалер и первая дама исполняют вторую часть шага гавота на месте, лицом друг к другу. В конце дама делает прыжок опираясь на кавалера, а кавалер помогает даме подпрыгнуть.

Второе повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-16: второй кавалер повторяет фигуру, начиная сперва вращаться с первой дамой, потом с четвертой, третьей и заканчивая со своей.

Третье повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-16: третий кавалер повторяет фигуру, начиная сперва вращаться со второй дамой, потом с первой, четвертой и заканчивая со своей.

Четвертое повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-16: четвертый кавалер повторяет фигуру, начиная сперва вращаться с третьей дамой, потом со второй, первой и заканчивая со своей.

Далее эту же фигуру (с небольшим изменением) повторяют все дамы.

Детали реконструкции

В описании этой фигуры для дам не указано, что вращение надо производить за другую руку, однако явно прописанная симметрия намекает на это. Кроме того, если исполнять эту фигуру с вращением за правую руку, это вызывает некоторые трудности при продвижении к следующему кавалеру, а также в начале и окончании фигуры: приходится провернуться больше чем на полный оборот.

Пятое повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-2: первая дама подает стоящему от нее справа кавалеру (второй кавалер) свою левую руку и делает 3/4 оборота так, что сама она оказывается в центре круга лицом к этому кавалеру, а кавалер на своем месте.
Такты 3-4: отпуская левую руку, первая дама и второй кавалер, исполняют вторую часть шага гавота на месте. Дама при этом разворачивается на четверть оборота налево, к следующему кавалеру (третий кавалер).
Такты 5-6: первая дама подает третьему кавалеру свою левую руку и делает полный оборот так, что сама она оказывается в центре круга лицом к этому кавалеру, а кавалер на своем месте.
Такты 7-8: отпуская левую руку, первая дама и третий кавалер, исполняют вторую часть шага гавота на месте. Дама при этом разворачивается на четверть оборота налево, к следующему кавалеру (четвертый кавалер).
Такты 9-10: первая дама подает четвертому кавалеру свою левую руку и делает полный оборот так, что сама она оказывается в центре круга лицом к этому кавалеру, а кавалер на своем месте.
Такты 11-12: отпуская левую руку, первая дама и четвертый кавалер, исполняют вторую часть шага гавота на месте. Дама при этом разворачивается на четверть оборота налево, к следующему кавалеру (первый кавалер).
Такты 13-14: первая дама подает своему кавалеру левую руку и делает 3/4 оборота так, что сама она оказывается на своем месте лицом к кавалеру, а кавалер на своем месте лицом к даме.
Такты 15-16: отпуская левую руку, первая дама и первый кавалер исполняют вторую часть шага гавота на месте, лицом друг к другу. В конце дама делает прыжок опираясь на кавалера, а кавалер помогает даме подпрыгнуть.

Шестое повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-16: вторая дама повторяет фигуру, начиная сперва вращаться с третьим кавалером, потом с четвертым, первым и заканчивая со своим.

Седьмое повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-16: третья дама повторяет фигуру, начиная сперва вращаться с четвертым кавалером, потом с первым, вторым и заканчивая со своим.

Восьмое повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-16: четвертая дама повторяет фигуру, начиная сперва вращаться с первым кавалером, потом со вторым, третьим и заканчивая со своим.

Четвертая фигура

Эта фигура исполняется на два проведения музыки: первое для кавалеров, второе для дам.

Перед началом этой фигуры первый кавалер объявляет всем остальным кавалерам, что нужно одновременно занять новое место. Это служит сигналом, чтобы все могли исполнить фигуру одновременно.

Первое повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-2: все кавалеры переходят на место левого от них кавалера, вращаясь через левое плечо и исполняя первую половину шага гавота. В конце надо встать на новое место снова лицом в круг.
Такты 3-4: все кавалеры исполняют вторую часть шага гавота на месте.
Такты 5-8: все кавалеры повторяют такты 1-4, продвигаясь дальше по кругу влево.
Такты 9-12: все кавалеры повторяют такты 1-4, продвигаясь дальше по кругу влево.
Такты 13-14: все кавалеры повторяют такты 1-2, продвигаясь дальше по кругу влево, но в конце становясь лицом к своей даме, а дамы разворачиваются лицом к своему кавалеру.
Такты 15-16: все кавалеры исполняют вторую часть шага гавота на месте, лицом к своим дамам (дамы при этом стоят). В конце дама делает прыжок опираясь на кавалера, а кавалер помогает даме подпрыгнуть.

Второе повторение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-16: все дамы повторяют ту же фигуру, которую только что исполняли кавалеры, каждый раз смещаясь на место ближайшей дамы слева. В конце только дамы исполняют вторую половину шага гавота лицом к своим кавалерам, которые в конце помогают своим дамам подпрыгнуть.

Пятая фигура

Перед началом этой фигуры первый кавалер объявляет всем остальным кавалерам, что нужно одновременно выйти в центр.

Детали реконструкции

Реконструкция этой фигуры неоднозначна, поскольку текст скорее говорит о том, что ее сперва танцуют кавалеры, а дамы исполняют ее на второе проведение музыки. Тем не менее, музыка второй части явно предполагает исполнение четырех шагов гавота, а в фигуре для кавалеров и потом для дам есть только по два шага. Это можно исправить изменением количества повторений второй части музыки, однако, поскольку танец явно носит социальный характер и есть шанс, что сами фигуры и их порядок может задавать первый кавалер, такое внезапное изменение требовало бы большой координации с музыкантами. Ниже предложена версия реконструкции, использующая обычное проведение музыки.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
Такты 1-2: все кавалеры одновременно выходят в центр круга за три Favorits начиная с левой ноги и заканчивая прыжком на месте.
Такты 3-4: все кавалеры исполняют вторую часть шага гавота, разворачиваясь через левое плечо и возвращаясь на свои места. Удобно первый отшаг правой ногой делать назад в правую диагональ, то есть в сторону своей дамы. В конце снова все кавалеры стоят лицом в центр.
Такты 5-8: все кавалеры повторяют такты 1-4, но при возвращении не прыгают сами, а помогают подпрыгнуть своей даме.
Такты 9-10: все дамы одновременно выходят в центр круга за три Favorits начиная с левой ноги и заканчивая прыжком на месте.
Такты 11-12: все дамы исполняют вторую часть шага гавота, разворачиваясь через правое плечо и возвращаясь на свои места. Удобно первый отшаг правой ногой делать назад в левую диагональ, то есть в сторону своего кавалера. В конце снова все дамы стоят лицом в центр.
Такты 13-16: все дамы повторяют такты 9-12, но при возвращении не просто прыгают сами, а делают это опираясь на своих кавалеров, которые помогают им подпрыгнуть.

Шестая фигура

Судя по всему, эта фигура всегда была завершающей, поскольку первый кавалер ничего не объявляет, но все танцуют ее одновременно.

Детали реконструкции

Шестая фигура описана наиболее кратко, однако стиль описания (“подайте все своему партнеру правую руку и танцуйте все время на шаге гавота”) соответствует принятому в это время варианту описания шена. В данном случае возможны два варианта реализации: быстрый (тогда исполняется полный шен) и медленный (исполняется лишь половина шена). Последний больше похож на первые две фигуры и практику разбиений шага гавота, где вторая часть исполняется на месте и почти без продвижения, поэтому ниже был выбран именно он.

Часть AA
Такты 1-8: два повторения Гавота по кругу влево, взявшись за руки.
Часть BB
В этой части танцоры исполняют половину шена, начиная со своим партнером правой рукой:
Такты 1-2: все танцоры подают правую руку своему партнеру и меняются местами за первую половину шага гавота. Все остаются лицом по ходу движения: кавалеры против часовой стрелки, а дамы по часовой стрелке. Перед ними оказывается следующий по кругу партнер противоположного пола.
Такты 3-4: стоя лицом к новому партнеру все исполняют на месте вторую половину шага гавота.
Такты 5-6: все танцоры подают новому партнеру левую руку и меняются местами за первую половину шага гавота, оставаясь в конце лицом по ходу движения.
Такты 7-8: стоя лицом к новому партнеру все исполняют на месте вторую половину шага гавота.
Такты 9-10: все танцоры подают новому партнеру правую руку и меняются местами за первую половину шага гавота, оставаясь в конце лицом по ходу движения.
Такты 11-12: стоя лицом к новому партнеру все исполняют на месте вторую половину шага гавота.
Такты 13-14: все танцоры подают новому партнеру левую руку и меняются местами за первую половину шага гавота, оставаясь в конце лицом по ходу движения. Все оказываются лицом к своему партнеру.
Такты 7-8: стоя лицом к своему партнеру все исполняют на месте вторую половину шага гавота. В конце дама делает прыжок опираясь на кавалера, а кавалер помогает даме подпрыгнуть.

Добавить комментарий