Passepied de Bretaigne, Бретонское пасспье

Варианты названия: Passepieds de Bretaigne (Пасспье де Бретань), Бретонское Пасспье; второй из двух – Virdet, Вирде.
Источник изучения: анонимный манускрипт Instruction pour danser (c1610, предположительный автор – Антуан Эмеро).
Исходное положение: Танец в кругу на произвольное число пар. Все танцоры держатся за руки.
Построение не описано в источнике и восстановлено исходя из движения и традиции бранлей.
Музыка: состоит из двух мелодий, каждая из двух частей. Обе мелодии размера составлены из трехдольных тактов. Первая мелодия AABB, A – 4 такта, B – 3 такта; вторая мелодия AABB, A – 2 такта, B – 4 такта. В самом манускрипте музыки нет, однако она содержится в Терпсихоре Михаэля Преториуса под номером XXIV (написанная Преториусом мелодия XXV не подходит: она содержит 3 части, а описание танца составлено для двух мелодий).
В 16 и начале 17 века музыка нотировалась разными способами, разбиения на такты еще не существовало в практике. Нотация мелодий Пасспье у Преториуса неоднозначная и, если следовать его знакам музыкального размера (которые по его же словам здесь означают всего навсего очень быстрый темп, а не размер такта), требует исполнения одного шага пасспье на полтора такта. В силу этого неудобства, выше указан иной вариант размера такта, однако в современной нотации мелодии из Терпсихоры, как правило, разбивают на такты согласно знакам Преториуса.
Танец относится к: 1600-1620
Автор описания: Дмитрий Филимонов

В самом начале после заглавия автор указывает, что это танец исполняют при дворе.

Схема танца:

Сам танец состоит из двух частей: первая исполняется под первую мелодию, а вторая сразу же следует за первой частью, на вторую мелодию. В названии Пасспье указано в единственном числе, хотя в тексте упоминается первое и второе Пасспье. Преториус в публикации нот указывает Пасспье во множественном числе.

На первую музыку исполняется первое Пасспье. Одно проведение занимает ровно один трехдольный такт.

Счет “1”: шаг левой ногой влево.
Счет “и”: правая нога скользит по полу влево и поднимается на воздух перед левой.
Счеты “2-и”: Coupé с правой ноги влево.
Счет “3”: подбить правой ногой левую.

Когда музыканты начинают играть второе Пасспье, которое называется Вирде, на первый такт все танцоры исполняют Cadance левой ногой: в прыжке поставить левую ногу рядом или позади правой, приземлившись на обе ноги. Далее все танцоры переходят на второй шаг Пасспье, также занимающий ровно один трехдольный такт:

Счеты “1-и-2”: три шага назад, по ходу танца, но развернувшись лицом против хода танца.
Счет “3”: подпрыгнуть на правой ноге, вынося левую на воздух и разворачиваясь лицом в центр круга.
Счет “и”: шагнуть левой ногой влево.

Комментарии Преториуса к нотации музыки говорят об очень быстром темпе, а практика исполнения танца показывает, что танцорам вполне хватает однократного исполнения первой мелодии со всеми повторениями частей (AABB) и затем однократного повторения второй мелодии со всеми повторениями частей (AABB). Тем не менее, нигде не указано, сколько именно повторять каждую из мелодий.

Добавить комментарий