Правила мазурки по Каролу Местенхойзеру (часть 1)

Источник: Karol Mestenhauser Szkoła tańca Karola Mestenhausera. Mazur i jego zasady orąz 125 figur mazurowych. Warszawa, 1887. https://bib.hda.org.ru/books/mestenhauser_1887_vol3_ed3

Перевод: Сергей Крискович

Примечание: правила из книги 1887 года.

Подробные правила переходов и поворотов в мазурке

Мазурка начинается общим променадом пара за парой по залу против часовой стрелки, где следует zakonczenie mazurowe.

Примечание. Если салон большой, то достаточно сделать один круг по залу, если малый – два-три круга.

Zakonczenie mazurowe (Окончание мазурки)* танцуется всеми одновременно с дамой по кругу на месте. Кавалер в конце променада, держа левую руку дамы в своей правой руке, встает на место и доворачивает даму к себе таким образом, чтобы левые руки соприкасались друг с другом. Дама кладёт правую руку на левое плечо кавалера, и они одновременно начинают вращение по кругу налево.

*В Галиции Окончание мазурки называют Голубец, у нас это название одного из шагов.

Tour de main (Tur de me) танцуют в кругу, держа даму за руку. Если держитесь за левые руки, то вращение совершается в правую сторону, если за левые – в правую. Заканчивается на начальных местах.

À’gauche (Agosz). Подайте даме руки вскрест и танцуйте по кругу налево.

Rond (Rondo) Koło. После мазурочного променада и его окончания все пары поворачиваются лицом внутрь круга, подают друг другу руки и образуют общий круг. Первый круг всегда танцуется налево, а следующий – направо, не разворачивая корпус. Когда пара возвращается на исходное место, то танцует Окончание мазурки.

En avant (Anawan). Продвижение вперёд.

En arriére (Anarier). Возвращение назад.

Примечание. Anawan и Anarier может танцевать один человек, двое стоящих друг напротив друга или целые линии.

Chaine de dames (Szen de dam). Дамы, стоящие в противоположных парах, идут к кавалерам vis-à-vis, в центре зала подав друг другу правые руки, пройдя мимо друг друга их отпускают, а дойдя до кавалеров танцуют с ними tur de me, подав им левые руки. Таким же способом дама возвращается к своему кавалеру.

Chaine de Cavaliers (Szen de Kawalie) выполняется аналогично.

Chaine de dames et de cavaliers (szen de dames et de kawalie). Кавалер и дама, стоящие vis-à-vis, идут вперёд в центр зала, подают друг другу правые руки, меняясь местами их отпускают. Дойдя до других партнёров vis-à-vis, подают им левые руки и танцуют с ними tur de me. Таким же образом возвращаются на своё место и снова танцуют tur de me.

Grand chaine (gran szen). Его танцуют, продвигаясь по кругу – дамы влево, кавалеры вправо – и подавая друг другу руки попеременно, начиная с левой. Таким образом, кавалеры меняются местами с дамами, непрерывно продвигаясь по траектории в виде восьмёрки. Дойдя до своих партнёров, кавалеры и дамы меняют направления движения, и дамы идут направо, а кавалеры – налево, снова доходя до своих партнёров.

Chaine anglaise (szen anglez). Одновременно выполняют пары, стоящие напротив друг друга. Если танцуют только две пары, то они одновременно меняются местами так, чтобы дамы прошли в центре боком друг к другу, кавалеры снаружи. Сразу после смены все продолжают идти вперёд до нужных мест, чтобы кавалер оказался слева от дамы, а дама – справа от кавалера. Дама должна проходить между кавалером и дамой пары vis-à-vis.

Traverser (Trawerse или Passe). Перейти по прямой на другую сторону.

Kryz. Все кавалеры vis-à-vis одновременно выходят в центр, подают друг другу правые руки и формируют крест. Они совершают полный оборот влево и, дойдя до своих дам, отпускают правые руки и, подав левые руки своим дамам, танцуют с ними tur de me.

Если крест должен повториться ещё раз, то следующий оборот креста должен начинать с места дамы, то есть необходимо закончить первый tour de main таким образом, чтобы занять её место и оттуда подать руку для формирования креста.

Примечание. Если дамы танцуют крест, выполняйте его таким же образом, как выше описано, за тем лишь исключением, что tur de me дамы заканчивают на своём месте и с него формируют новый крест.

Базовые принципы мазурки

Наблюдая за исполнением мазурки с постоянным преодолением сложностей этого танца, я пришёл к выводу, что больше всего вреда происходит не от незнания техники или шагов, а от непонимания базовых правил исполнения мазурки.

Обязанностью каждого танцора является знание правил танца и их соблюдение.

Во втором издании «100 фигур мазурки» под заголовком «Базовые принципы мазурки» я привёл 46 пунктов этих правил, которые являются необходимым указанием для танцора, как вести себя в танце.

Помимо указанных правил в этом издании приводятся более подробные вспомогательные пояснения с изменением нумерации всех правил для лучшего понимания описанных фигур и ориентирования в танце.

Эти объяснения направлены на то, чтобы обозначить нумерацию мест (стен и углов) в определённой последовательности, чтобы каждый танцор, пара или линия осознавали своё расположение.

Французские танцы, а именно кадрили, имеют постоянную нумерацию мест и пар, названия фигур и элементов с указанием шагов и музыки, отведённой на них.

Эти танцы мы учим с математической точностью, так что знаем эти кадрили наизусть. Если мы можем учить чужие танцы, то тем более должны знать свои.

Правда наши танцы сложны и не были достаточно подробно и чётко описаны, а те, что были, известны мало. Наш долг учить и такие танцы.

Несмотря на то, что мазурка – сложный и причудливый танец, а разнообразие фигур не позволяет его быстро освоить, если освоить основные правила мазурки, то он может стать доступным каждому.

Мазурка имеет сходство с фигурами французских кадрилей и даже, как говорит история танца, от них берут начало фигуры мазурки. Однако между фигурами кадрили и мазурки разница в том, что в кадрили фигуры определены заранее, а в мазурке ведущий может их менять произвольно.

Подражая систематичности французских танцев, давайте частично придерживаться некоторых её правил, что может быть особенно полезно при исполнении сложных фигур.

Правила мазурки:

1. Танцоры с первым кавалером во главе встают вдоль одной из стен напротив передней, к которой во время исполнения групповых фигур все должны быть обращены лицами.

2. Следует придерживаться следующей нумерации стен:

Первая – стена с главным входом

Вторая – стена справа от входа

Третья – стена напротив входа

Четвёртая – стена слева от входа

3. Помимо четырёх стен есть ещё четыре угла в салоне. За первый угол принимается тот, что расположен слева от входа, он же – начало первой линии. Нумерация следующих углов идёт против часовой стрелки.

4. В конце надо отметить ещё 4 точки, расположенные крестом и находящиеся в центре каждой стороны квадрата рядом с четырьмя стенами салона. Первая точка располагается на первой линии, вторая, третья и четвёртая – против часовой стрелки, как показано на рисунке.

5. Учитывая нумерацию, приведённую выше, также необходимо нумеровать и танцующих: человек, пара или линия должна начинать и заканчивать танец с первого угла салона, или же с первой точки. Второй человек, пара или линия начинают и заканчивают фигуру из второго угла или второй точки. Третий и четвёртый человек, пара или линия следуют тем же правилам.

В соответствии с приведённой информацией, люди, пары или линии должны выстраиваться, начинать и заканчивать фигуры согласно нумерации стен, углов или точек.

6. Лица, участвующие в танцах сразу после начала бала или танцевального вечера, должны найти себе даму и кавалера vis-à-vis, с которым они и должны танцевать всю мазурку. Эти приглашения распространяются только для одного танца из программы. В качестве напоминания следует в программе отметить, кто и на какой танец был приглашён.

7. Принимать приглашения от кавалера vis-à-vis можно только в том случае, если у вас уже есть приглашённая дама. Это для того, чтобы не разочаровывать дам, а кавалеры могли сдержать своё слово и потанцевать с приглашённой дамой. Иначе, как часто бывает, это может привести к неприятным последствиям.

8. Не следует кавалерам в течение одного танца менять дам или vis-à-vis и танцевать только с теми, кого они пригласили, за исключением тех фигур, которые предусматривают приглашение других кавалеров или дам.

9. Полный танец с приглашённым партнёром в себя включает:

а) Мазурочный променад и выполнение общих фигур в начале

б) Выполнение фигуры в порядке очерёдности

в) Общую мазурку в конце

10. Обычно в частных домах управление танцами отдаётся хозяину дома или человеку, назначенному им. Если же это оставлено на откуп молодёжи, то из числа танцующих выбирается один, умеющий хорошо танцевать и знакомый с фигурами, проведение мазурки, которого следует слушать всем остальным.

W resursach обычно назначается управляющий танцами, исходя из его чина.

11. Ведущий мазурку всегда танцует во главе, держась ближе ко входу в салон, то есть к первой стене. В линейных фигурах всегда должен быть крайним, начинать и заканчивать фигуру из первого угла, то есть слева от входа, а с противоположной стороны должна находиться первая дама или кавалер vis-à-vis. В крестовых фигурах ведущий должен начинать с первой точки.

12. Ведущий должен громко и чётко объяснять каждую фигуру, следить за порядком и правилами танца, даже озвучивать, какую руку следует подать, так как неправильная подача рук может испортить фигуру.

13. На больших балах, при соответствующем размере салонов, когда в мазурке участвует несколько десятков пар, удобнее разделить всех на два или три отдельных круга, каждый со своим ведущим.

14. Кавалер, начинающий мазурку, должен стоять слева от дамы. Кавалер подаёт даме правую руку, а дама ему – левую. Отсюда следует, что дама танцует по большей окружности ближе к стене, а кавалер – по меньшей ближе к центру.

15. Задача каждого кавалера – вести в танце свою даму, следить за тем, чтобы она ни с кем не столкнулась, и на каждом шагу выражать ей почтение, что выделяет хорошо воспитанного кавалера.

16. Дама, танцуя по кругу или по прямой в паре, должна танцевать плавно и не допускать, чтобы кавалер её обгонял, чего и кавалер со своей стороны должен избегать, чтобы не тянуть даму позади себя.

17. Держать даму под мышкой и стремительно бежать с ней по залу, безусловно, не следует. Во-первых, это ограничивает свободу движений. Во-вторых, это показывает неуважение к даме. В-третьих, это не соответствует характеру мазурки. Эти правила раньше строго соблюдались, что и от нас требуется.

18. Держа даму за руку, не следует сгибать локоть и вытягивать руку вперёд. Рука дамы лежит сверху на руке кавалера. Их следует держать ладонями, повёрнутыми к полу.

Кавалер должен находиться от дамы на нужном расстоянии.

19. Танцуя мазурку, при каждой остановке в танце, будь то общий променад, соло или в конце танца, перед тем, как проводить даму на место, с ней необходимо потанцевать Окончание мазурки.

20. Под музыку все кавалеры вместе с приглашёнными ими дамами выходят на мазурку, танцуя по кругу направо пара за парой. Кавалеры из пар vis-à-vis должны танцевать друг за другом.

21. Вначале все танцуют один, два или три круга променада и Окончание мазурки в центре зала, в зависимости от его размера. После танцуют общие предварительные фигуры, начиная мазурку.

22. После общих предварительных фигур все формируют общий круг, в котором ведущий определяет последовательность пар, танцующих последовательность фигур.

23. Для того, чтобы избежать различных вопросов, нарушений и потери времени, следует придерживаться следующих правил:

Если вы танцуете мазурку в малом количестве пар, то фигуры следует начинать двумя парами. Тогда ведущий определяет последовательность танцующих пар в общем кругу, рассчитывая всех на первую и вторую пары, начиная с первой пары влево. Кавалеры, являющиеся vis-à-vis друг другу, должны танцевать вместе (см. фигуру мазурки Hasło №6).

24. Если же мазурку танцуют большим количеством пар, то фигуру начинают четыре пары или больше. Порядок и очерёдность в исполнении фигуры удобнее определять по описанию фигуры Koło domowe №7.

25. На больших балах при очень большом количестве пар при определении отдельных кругов по четыре пары наиболее удобной фигурой является do Apelu №8.

26. После выполнения общих фигур первый кавалер начинает фигуру на две, четыре, шесть или восемь пар, и после выполнения её все пары, согласно ранее определённому порядку (п.22-25), должны её танцевать так же, как это сделали предыдущие пары, ничего не изменяя.

27. Чтобы могло принять участие в танце как можно большее количество людей, следует начинать фигуры сразу с четырех или восьми пар, а затем добирать до восьми или шестнадцати.

28. Если все пары станцевали, а желание ещё осталось, то ведущий может начать следующую фигуру, которые также танцуют все пары.

29. В конце первый кавалер зовёт всех на общий променад, которым заканчивается танец.

30. Если ведущий мазурку оказался не способен руководить танцем, то совместно выберите другого.

31. Обычно в мазурке фигуры начинаются с общего круга, который танцуется до исходных мест. Танцуя круг, не следует сильно тянуть себя по ходу движения, так как из-за этого происходит растягивание рук и теряется свобода равновесия. Особенно этого следует избегать, если кроме кавалеров круг танцуют и дамы.

32. При танцевании круга, если его необходимо разделить на два, все держатся за руки, а отпускает руку только ведущий. Он отпускает руку дамы слева, поворачивает налево и делит круг пополам, подав левую руку даме, которая должна стать последней в его кругу. Из оставшихся людей формируется второй круг, для этого крайний кавалер, продвигаясь вперёд, также поворачивает налево и подаёт левую руку даме, которую отпустил первый кавалер.

Если из этих двух кругов необходимо сформировать четыре, то те же самые кавалеры делят их пополам вышеописанным способом. При этом они не должны отпускать руки своих дам.

33. Если круг состоит из восьми дам, четыре из которых приглашены дополнительно в процессе танца, и этот круг должен быть разделён на пары, то в этом случае дамы, начинавшие фигуру, выполняют роль кавалеров, а приглашённые позже дамы, которые танцуют справа от первых, выполняют роль дам. Они формируют пары и танцуют agosz.

Если же круг состоит из кавалеров, то, разделившись на пары, приглашённые позже кавалеры выполняют роль дамы.

34. В кругах, состоящих из трёх человек, если один из них должен пройти под руками двух других, то он должен оказаться после прохода лицом в центр салона, а не к стене.

35. В угловых и крестовых фигурах нужно встать так, чтобы две пары vis-à-vis с двумя другими парами стояли на одинаковом расстоянии друг от друга. Это необходимо для равномерности в танце. В противном случае это приводит к заминкам.

36. В танце крестовых фигур надо постоянно отслеживать расположение точек середины линий квадрата, или четырех углов салона.

37. В танце креста всегда следует делать полный поворот влево или вправо, в зависимости от того, какие руки поданы в центр. Кроме того, руки надо подавать так, чтобы все ладони находились вместе. Таким образом избегается неудобное расположение рук, а иногда и поворот человека в противоположную сторону.

38. Чтобы фигуры шли равномерно, танцующие должны следить друг за другом для одновременного начала. Более того, принято в начале мазурки кавалерам хлопать в ладони для одновременного начала фигуры.

39. В танцевании фигур принято за правило, что дамы выбирают себе других кавалеров, а кавалеры – других дам. Делается это в соответствии с тем, каким количеством пар танцуется фигура. Если исполнять фигуру должно четыре пары, а начинают две, после окончания мазурки дамы разделяются со своими кавалерами и выбирают других кавалеров, а кавалеры – других дам.

40. Изначальные дамы после выбора новых кавалеров и становятся «выбранными» дамами. Дамы, выбранные изначальными кавалерами, становятся «первыми» дамами.

41. В танцевании фигур, особенно крестовых, чтобы правильные vis-à-vis (относительно фигуры) стояли на нужных местах друг напротив друга, а не рядом друг с другом, следует принять за правило, что после добора кавалеров и дам, кавалеры с новыми дамами располагаются сразу за своими изначальными дамами, танцуя круг вправо, что позволяет избежать беспорядка и потери времени на перестановку пар. Например, две пары начинают мазурку, а фигуру танцуют четыре пары. Тогда, после променада со своим и окончания мазурки, дамы разделяются со своим кавалером и ищут новых партнёров, с которыми танцуют променад в правую сторону. Первые же кавалеры, выбрав себе дам из тех, кто сейчас не танцует, должны следовать за своими дамами, заняв место позади них. Таким образом в конце променада кавалеры сразу будут находится на нужных местах, а также это облегчит ведущему управление танцем – считая начинающих фигуры «первыми», а новых кавалеров «выбранными», ведущему достаточно сказать «первые танцуют», «выбранные стоят на месте», или «первые – крест, выбранные – круг» и так далее.

42. Аналогично следует придерживаться этого правила, когда начинают четыре пары и путём добора формируется восемь пар – тогда первые кавалеры, следуя за своими дамами, тоже будут находится на нужных местах со своими vis-à-vis.

43. Зная, какие места должны занимать «первые» четыре пары в фигурах (см. п. 5), следует обозначить места для «выбранных» четырёх пар. Опираясь на правила (п. 41 и 42), что первые кавалеры должны танцевать позади своих дам, можно сказать, что если «первые» пары занимают точки в центре сторон квадрата, то «выбранные» пары должны стоять в углах, расположенных справа от «первой» пары. Если же «первые» четыре пары занимают угловые места, то «выбранные» пары должны занимать центральные точки стороны квадрата справа от своих «первых» пар.

44. В фигурах на шесть пар, если начинали четыре пары, то после променада и окончания мазурки две пары добирают по даме, а две – по кавалеру, и становятся vis-à-vis друг к другу накрест или линиями, в зависимости от фигуры. В таком виде каждая группа будет состоять из трёх человек.

45. В конце фигуры от каждой группы отделяется человек (от двух дам и кавалера – кавалер, от двух кавалеров и дамы – дама), тайно дав двум другим названия цветов. Он спрашивает кавалера или даму, не принадлежащего к этой тройке, что тот выберет, например: роза или фиалка? После получения ответа тот, кого спросили, начинает танец с выбранным человеком. Таким образом, формируются  шесть пар.

Прим. пер: видимо имелось в виду, что вопросы задают друг другу кавалер и дама, отделившиеся от своих троек, и после получения ответа формируют две пары. Третья пара формируется из двух оставшихся танцоров.

46. Кавалеры должны присвоить имена дамам, дамы – кавалерам.

47. Если у кавалера две дамы и после окончания фигуры он передаёт одну даму нетанцующему кавалеру, а он сидит, то при приближении к нему дам он должен встать, чтобы поговорить о выборе одной из них.

48. В малых салонах для большего расстояния надо танцевать по диагонали от угла к углу.

49. Когда одновременно мазурку танцуют две пары, то они должны начинать с противоположных сторон салона, танцевать по прямой линии и при продвижении придерживаться правой стороны.

50. После танца с дамой её не следует оставлять в центре зала, а требуется проводить к её кавалеру, если она хочет продолжить танцевать, или проводить её к месту отдыха, которое она занимала ранее.

Добавить комментарий