Правила мазурки по Каролу Местенхойзеру (часть 2)

Источник. Karol Mestenhauser Mazur i jego zasady orąz 150 figur mazurowych. Warszawa, 1894. https://bib.hda.org.ru/books/mestenhauser_1894_mazurka

Перевод: Сергей Крискович.

Примечание: правила из книги 1894 года.

Базовые правила мазурки

В дополнение к таким вышеприведённым правилам техники, как расположение корпуса, выполнение соответствующих движений, изучение шагов, необходимо знать ещё базовые правила, которые должны строго соблюдаться что при сольном танце, что при исполнении фигур.

Собранные ниже базовые правила мазурки приведу в виде вопросов и ответов:

Как кавалер должен стоять рядом с дамой?
Кавалер стоит слева от дамы, дама – справа от кавалера

Как кавалер должен вести даму в мазурке?
Кавалер подаёт даме правую руку, а дама подаёт кавалеру левую, и так они бегут вперёд лицом по ходу движения.
Руки не должны быть согнуты в локтях или сильно вытянуты перед собой, рука дамы лежит сверху, кавалера – снизу, обе опущены вниз.
Держать даму под мышкой и носиться с ней по залу не следует, потому что:

1. Теряется свобода передвижения
2. Отсутствует должное уважение к даме
3. Не согласуется с характером танца.

Кавалер, ведя даму, должен держаться на должном расстоянии от неё, не таща её сзади, постоянно и внимательно следить, чтобы её не сбивали, и на каждом шагу выказывать ей уважение, что отличает хорошо воспитанного кавалера.
Эти условия раньше строго соблюдались, что и мы обязаны делать.

Как надо танцевать мазурку?
Мазурка начинается общим танцем всех пар, которые танцуют друг за другом в правую сторону по салону, и в зависимости от его размера выполняют один, два или три круга, всегда возвращаясь к исходному месту.
Держась на руки и танцуя по кругу в правую сторону, дама идёт по большей траектории, а кавалер – по меньшей. Дама должна танцевать плавно и не допускать того, чтобы кавалер её обгонял.

Как танцуют соло с дамой?
Соло танцуют по прямой линии два или три раза, обязательно возвращаясь на исходное место. В небольших салонах удобно танцевать по диагонали салона, что позволяет увеличить место для танцев.
Если одновременно две пары танцуют мазурку по прямой линии, то чтобы не мешать друг другу, особенно в малых салонах, следует начинать с противоположных сторон салона и придерживаться правой стороны.

Как танцуется Окончание мазурки?
В Окончании мазурки кавалер танцует вместе со своей дамой круг на месте. Дойдя до своего места, кавалер, держа левую руку дамы в своей правой, приближает даму к себе и левой рукой обнимает её с боку. Дама кладёт свою правую руку на левое плечо кавалера. В образовавшейся закрытой паре кавалер и дама вращаются по кругу налево до своих мест.

Когда следует танцевать Окончание мазурки?
Окончание мазурки с дамой следует исполнять при каждой остановке в танце – что в общих фигурах, что после соло, что в отдельных фигурах, что при окончании променада и перед тем, как проводить даму на место.

Как надо танцевать повороты à gauche (налево) на месте?
При вращении à gauche кавалер, подав обе руки даме вскрест, поворачивается с ней по кругу влево, то есть правым плечом вперёд, а левым – назад.

Прим.пер.: по всей видимости, здесь перепутаны плечи.

Как надо танцевать повороты à gauche (налево) с прогрессией?
Вращение à gauche (налево) с прогрессией танцуется также, как и обычный, но со следующими кавалерами и дамами, так что при каждом повороте дамы переходят на одно место в левую сторону салона (по часовой стрелке), а кавалеры – в правую (против часовой стрелки), и так, пока не дойдут до своих партнёров.

Как надо танцевать обороты tour de main (по кругу) парами на месте?
Вращение tour de main (по кругу) надо выполнять, держась за руки, и заканчивать на исходном месте. При выполнении tour de main (по кругу) следует подавать обе руки, правую или левую, в зависимости от фигуры. Если танцующая пара держится за левые руки, то вращение происходит в правую сторону, если за правые руки – в левую сторону.

Как надо танцевать обороты tour de main (по кругу) со сменой рук и прогрессией?
Вращение tour de main (по кругу) со сменой рук танцуют с прогрессией кавалеров и дам по салону так, что дамы продвигаются влево, а кавалеры – вправо по салону, чередуя правую и левую руки, и танцуют полный оборот tour de main, приходя в конце каждого оборота на место, с которого его начинали.

Как надо танцевать grand chaine (большую цепь)?
Grand chaine (большая цепь) танцуется змеевидно вокруг салона, в котором дамы и кавалеры, танцуя полкруга, меняются местами, и дамы идут влево, а кавалеры – вправо, подавая по очереди то левую, то правую руку, начиная с левой. После встречи со своими партнёрами, с ними танцуется tour de main, а затем кавалеры и дамы меняют направление – дамы идут направо, а кавалеры – налево, пока снова не дойдут до своих пар.

Как следует выходить из оборотов tour de main?
При вращении tour de main, состоящего из трёх или четырёх людей, когда один человек или пара должны пройти под руками, остающиеся на месте поднимают руки вверх для более удобного выхода. И надо сделать оборот таким образом, чтобы проходящий под руками человек или пара оказались лицом в центр салона, а не к стене.

Как надо танцевать rond  (общий круг)?
Rond (общий круг) формируется из людей, обращённых лицом к центру салона, которые подают друг другу руки, образовывая круг, и танцуют круг влево и вправо. Первый оборот танцуется в левую сторону, следующий – в правую, так, чтобы заканчивать на исходном месте.

При большом количестве танцующих и большом салоне могут танцевать половину круга – первую налево, вторую – направо до своих мест. Для удобства дам, особенно в тесных салонах, кавалеры, держа дам за руки, приближают их друг к другу, а сами танцуют снаружи ближе к стенам.

Как следует делить круг пополам?
Если круг должен быть разделён на два круга поменьше, то ведущий отпускает левую руку, по окружности идёт вперёд и отделяет половину пар, подав свободную левую руку крайней даме, образовав таким образом новый круг. Отделённый таким же образом кавалер замыкает второй круг.

Если ведущий объявляет о повторном разделении кругов пополам, то те же кавалеры делят свои круги так, как описано выше. При этом помните, что разделяют круг только крайние кавалеры, которые в это время не отпускают руки своих дам.

Как надо строить и танцевать La Corbeille  (корзина), или плетёный круг?
Дамы, подав руки друг другу, образуют круг, а кавалеры, переведя руки сверху между дамами, подают друг другу, образуя переплетение, которое в танце называется корзина. В этом построении кавалеры должны стоять слева от своей дамы. Танцоры в этом построении делают медленный поворот влево и вправо до своих мест.

Как надо танцевать одновременно два круга – из дам и из кавалеров?
Кавалеры из построения «корзина» поднимают наверх руки и опускают их с внешней стороны круга дам, образуя два круга – из дам и из кавалеров. Круг дам внутри, круг кавалеров – снаружи. Оба круга одновременно вращаются в противоположных направлениях – дамы влево, кавалеры – вправо, и наоборот, заканчивая на исходных местах.

Как заканчивается разделение круга на пары?
Если в круге танцуют дамы, а этот круг должен быть разделён на пары, то первые дамы, которые начинают фигуру, принимают на себя роль кавалеров, а выбранные – роль дам, и занимают место справа от первых дам, объединяясь в пары, подавая руки вскрест и танцуя повороты à gauche (налево). Если круг танцуют одни кавалеры, то выбранные считаются дамами и образуют отдельные пары, вращаясь à gauche (налево).

Как надо танцевать En avant (вперед) и En arrière (назад)?
En avant (вперед) танцуется с исходного места, продвигаясь вперёд, смотря по ходу движения.
En arrière (назад) танцуется идя назад на исходное место.
En avant (вперед) и En arrière (назад) может танцеваться одним человеком, двумя vis-à-vis или целые линии, держась за руки.

Как надо строить и танцевать плетёные/цепные линии?
Цепные линии, как и корзина, образуются подачей рук линии дам и перекладывания рук кавалеров поверх так, чтобы каждый кавалер стоял слева от своей дамы, и такие линии танцуют вперёд и назад.

Как надо танцевать Traversez (переход)?
Traversez (переход) танцуется так, что люди, которые должны по прямой линии перейти на другую сторону, в этих переходах держатся правой стороны, то есть меняются с vis-a-vis левыми плечами.

Как надо танцевать Retraversez (возвращение)?
Retraversez (возвращение) на свои места танцуется также, держась правой стороны и меняясь с vis-à-vis левыми плечами.

Как надо танцевать Chaine anglaise (английский переход)?
Chaine anglaise (английский переход) – это одновременный переход двух пар vis-à-vis на другую сторону салона со сменой мест накрест. Переход надо танцевать так, чтобы четыре человека в двух парах одновременно менялись местами, то есть дамы проходили в центре (левыми плечами), а кавалеры – снаружи дам. Сразу после смены все двигаются в диагональ, чтобы прийти на нужные места, кавалеры слева от дам, а дамы – справа от кавалеров. Каждая дама, переходя на другую сторону, должна проходить между кавалером и дамой vis-à-vis.

Как надо танцевать Chaine de Dames (цепь дам)?
В танцевании Chaine de Dames (цепи дам) две дамы из двух противоположных пар идут к кавалерам vis-à-vis, встречаясь в центре зала, подавая друг другу правые руки, и пройдя друг мимо друга отпускают их. Дойдя до кавалеров vis-à-vis дамы подают им левые руки и танцуют с ними на месте tour de main (кружок). Затем дамы танцуют то же самое, возвращаясь на свои места, делая tour de main (кружок) со своим кавалером.
Chaine de Cavaliers (цепь кавалеров) танцуется также, как цепь дам.
Chaine de Dames et de Cavaliers (цепь дам и кавалеров) танцуется также, только один раз меняются дамы, второй раз – кавалеры.

Как надо танцевать крест?
Из четырех пар, построенных крестом на равных расстояниях друг от друга, кавалеры одновременно идут в центр, подавая друг другу правые руки, формируют крест и танцуют в левую сторону до своих дам. Им кавалеры подают левые руки и танцуют tour de main (кружок) на месте. Затем кавалеры снова танцуют крест правой рукой, и со следующими дамами tour de main (кружок) левой рукой, и так далее, каждый раз продвигаясь налево, пока не дойдут до своих партнёров.
Примечание. Следующие вращения в центре кавалеры начинают не со своих мест, а с мест дам, то есть они заканчивают tour de main (кружок) на местах дам и с них идут в центр, подавая правые руки.
Крест дам танцуется также, как и кавалеров, с той лишь разницей, что дамы начинают формирование креста со своих мест, а не с мест кавалеров. В качестве базового принципа стоит принять то, что если в центр подаются правые руки, то tour de main (кружок) делается левыми руками. Если в центр подаются левые руки, то tour de main (кружок) делается правыми руками.

Как танцуется мельница?
Мельница представляет собой быстрое вращение двух человек, держащихся за руки, при котором правая или левая рука согнута в локте.

Общие правила в мазурке

В мазурке, как в массовом танце с фигурами, чем больше пар участвует – тем больше может возникнуть беспорядка и путаницы.

Чтобы не допустить этого, во главе всех становится ведущий, который, согласно заранее составленному плану, устанавливает везде порядок. Он распределяет всех танцующих на группы, определяет им места и в целом руководит танцем. Все остальные должны его слушать и помогать по мере необходимости.

Каждый танцор, принимающий участие в мазурке, в первую очередь, должен соблюдать местные правила, которые могут различаться в небольших собраниях, на крупных мероприятиях, на балах с несколькими десятками пар, а совсем иные там, где одновременно танцуют сотни пар.

В зависимости от количества пар и места в салоне, каждый танцор должен пригласить лиц для фигурных танцев перед началом, а также договориться о других условиях, касающихся мест и количества пар в танце таким образом:

1. Если число пар для мазурки не больше шести, то кавалер приглашает на танец только даму.
2. Если число пар от восьми до двенадцати, то кавалер ищет себе даму и пару vis-à-vis.
3. Если число пар более двадцати, то следует формировать «каре» (четвёртки), состоящие из четырёх пар. В этом случае кавалер приглашает даму и пару vis-à-vis, и две другие пары как «контра» (противоположные). Кроме того, кавалеры между собой договариваются о нумерации пар с «премьером» (первым) во главе.

Приглашения распространяются только на один танец мазурки в программе.

Приглашение кавалеров vis-à-vis совершается только в том случае, если кавалер ещё не пригашён на танец и у него есть дама. В противном случае они могут разочаровать тех, кого пригласили, что может стать причиной недоразумений и даже неприятностей.

На более роскошных балах дамы получают карне, в которых каждый из кавалеров, пригласивших даму на танец, записывает своё имя напротив этого танца.

После принятия приглашения ни дама, ни кавалер не могут танцевать ни с другим партнёром, ни с другими vis-à-vis, ни в другом каре, а только с теми людьми, с которыми договорились, за исключением тех фигур, в которых дамы и кавалеры выбирают себе нового партнёра.

С партнёром танец происходит всегда:
1. В начале мазурки и в общих фигурах.
2. При начале отдельной фигуры, если пришла их очередь танцевать.
3. В общей мазурке в конце танца.

Организация и проведение фигурных танцев, в том числе и мазурки, в частных домах осуществляется хозяином дома или назначенным им человеком. Если это оставлено на усмотрение молодёжи, то из их числа выбирается хорошо умеющий танцевать ведущий, которого все обязаны слушать.

Ведущий мазурку должен:
1. Вести общие и отдельные фигуры в соответствии со своим желанием.
2. Определять очерёдность танцующих пар или каре.
3. Следить за соблюдением правил и порядка в танце.

Ведущий мазурку наряду с хорошим знанием правил, должен обладать навыком организации мазурки, быть энергичным, хорошо ориентироваться в танце.

Кроме того, ведущий должен громко, чётко и понятно объяснять, как исполняется та или иная фигура, даже озвучивать, какую руку подавать, так как от этого зависит направление поворотов и переходов в фигурах.

По команде ведущего все пары начинают танцевать мазурку по залу так, что кавалеры с дамами и парами vis-à-vis танцуют друг за другом.

На больших балах в общей мазурке следует танцевать целыми каре, то есть по четыре пары, выстроенные по нумерации, начиная от «премьера» (то есть первого танцора в четвёртке).

Все должны танцевать за ведущим мазурку и строго следовать его указаниям.

После одного, двух или трёх кругов, в зависимости от размеров салона, все танцуют Окончание мазурки на месте.

После этого ведущий начинает общую фигуру, после которой определяет порядок пар или каре, согласно которому пары будут танцевать отдельные фигуры. В конце все пары танцуют мазурку и Окончание, а кавалеры провожают даму к месту отдыха. Далее ведущий начинает фигуру, которую по очереди повторяют все пары, и никто не может её изменять.

Если после исполнения первой фигуры желание танцевать остаётся, то ведущий начинает вторую фигуру, которую пары танцуют в том же порядке.

При небольшом количестве танцующих фигуры должны начинаться одной-двумя парами, а затем, в зависимости от необходимого количества пар, добирается соответствующее количество людей.

Для большего разнообразия и увлекательности в мазурке практикуется обмен или добирание людей, в зависимости от исполняемой фигуры. Так, например, дама, танцующая фигуру, выбирает себе одного или двух кавалеров, а кавалер – одну или двух дам, или пара добирает одного танцора. Эти обмены или добирания делают танец разнообразнее и при малом количестве танцующих делают его приятнее. А при большом количестве танцующих они неудобны, приводят к потере времени, суматохе и часто подвергают дам неприятностям.

Во всех фигурах, в которых происходит смена танцоров, следует принять за правило, что кавалеры, начинавшие фигуру, после выбора дамы, всегда считаются первыми парами, а первые дамы после выбора других кавалеров – добранными парами.

В так называемых краковских фигурах, состоящих из шести или двенадцати человек, после окончания фигуры от тройки, состоящей из двух дам и кавалера отделяется кавалер, а от двух кавалеров и дамы – дама. Они дают двум другим людям названия цветов, и подходят к человеку своего пола, который сейчас не танцует. Ответив на вопрос, какой цветок он выбирает, тот, таким образом, определяет партнёра, с которым предстоит танцевать.

Если в фигурах с добором пары танцуют по залу, то первые кавалеры с добранными дамами должны танцевать сразу за своими первыми дамами, чтобы в фигурах занимать правильные последовательные места.

После танца с дамой, будь то общая мазурка, соло или завершение фигуры, вы не должны оставлять её посередине салона. Если дама должна дальше танцевать, то подведите её к не танцующим кавалерам, одного из которых она выберет для танца, а если фигура закончена, то следует проводить её к месту отдыха, которое она ранее занимала.
В конце ведущий приглашает всех на общую мазурку, которой завершается танец.

Для того, чтобы избежать различных проблем, беспорядков и пустой траты времени, при начале мазурки и, особенно, при объединении пар для определения последовательности исполнения отдельных фигур, ведущий должен придерживаться следующих правил:

1. Если мазурка танцуется не более чем шестью парами, то отдельные фигуры начинаются одной парой, а определение нумерации выполняется следующим образом:

После общей мазурки, один, два или три раза по залу и окончания мазурки, все танцуют общую фигуру, после чего ведущий выстраивает все пары в одну линию, и таким образом определяет нумерацию пар от первой до шестой. Затем все танцуют мазурку по залу, Окончание мазурки , после чего кавалеры провожают дам к местам отдыха. Ведущий со своей дамой танцует соло и Окончание мазурки, после чего начинает фигуру на две или три пары, которую каждая пара повторяет в соответствии с ранее присвоенной нумерацией.

2. Если количество пар в мазурке больше шести, но не превышает двенадцать, то отдельные фигуры должны начинаться с двух пар, которые заранее договорились быть vis-à-vis. В общей мазурке они должны танцевать друг за другом по залу и в конце встать друг рядом с другом. После общего круга все пары приходят на место, а ведущий определяет нумерацию пар (см. фигуру 8).

Каждая пара должна запомнить свой номер и следить за своей очерёдностью при танцевании отдельных фигур.

После определения нумерации все танцуют общую фигуру, объявленную ведущим, и затем кавалеры провожают дам к месту отдыха. Затем ведущий со своим vis-à-vis танцует мазурку и окончание мазурки, после чего добирает нужное количество людей и начинает фигуру в три, четыре или шесть пар, которую потом повторяют все пары в соответствии с ранее обозначенной нумерацией.

3. Если мазурку танцуют в больших собраниях, где число танцующих достигает двадцати пар, то отдельные фигуры должны начинаться сразу четырьмя парами и нумерация должна осуществляться по четыре пары, то есть по целым каре. Порядок нумерации пар и назначении последовательности каре описан подробно в фигурах №10, 11, 12.

После исполнения общей фигуры кавалеры проводят дам на место отдыха, а ведущий со своим каре танцует мазурку и её Окончание, после чего добирает людей и начинает фигуру на шесть, восемь, двенадцать или шестнадцать пар, которую повторяют все следующие каре.

4. На больших балах w resursach, клубах, корпоративных обществах (товариществах) организацией бала занимается отдельный комитет по развлечениям, который для поддержания общего порядка и лучшего руководства танцами приглашает опытного танцора на роль директора (ведущего).

Директор по согласованию с комитетом должен заранее составить план мероприятия, в первую очередь ориентируясь на количество танцоров и место в танцевальных залах.

Также комитеты при выдаче билетов на бал формируют отдельные списки дам, отдельные кавалеров и отдельные для пожилых людей, которые не танцуют, из которых можно судить о том, сколько примерно пар может принять участие в мазурке.

Кроме того, учитывая, что на больших балах при большом количестве людей танцы проходят, как правило, в двух салонах, а они в свою очередь делятся ещё пополам, то директор для удобства и большего удовольствия должен разделить всех на две, три или четыре отдельные группы, каждая с отдельным ведущим, и назначить этим группам отдельный салон или место в салоне.

Если, например, общее количество пар для мазурки составляет 320, то это число, разделённое на четыре, даёт 80 каре. А если это количество каре разделить на две, три или четыре группы, то на каждую придётся 40, 27 или 20 каре.

Для осуществления этого директор приглашает себе в помощь умелых танцоров в качестве «аранжировщиков», то есть ведущих мазурку, и совместно с ними обсуждает правила проведения.

Однако для большего порядка каждый из аранжировщиков должен заранее пригласить себе соответствующее количество «премьеров каре» (первых кавалеров в четвёрках), которые обязаны следить за порядком в своих каре.

Таким образом разделение обязанностей не только влияет на порядок в танце отдельных фигур, но и облегчает аранжировщикам (ведущим) управление мазуркой, особенно при большом количестве танцующих, которые плохо знакомы с правилами мазурки, а сам ведущий не может одновременно руководить фигурами, следить за порядком и соблюдением правил танца.

Для быстрого и лёгкого управления танцорами следует, чтобы все ведущие мазурку выделялись разноцветными бантами на фраке, которые сразу бы указывали танцорам, какой ведущий к какой группе принадлежит и какую роль выполняет. Так, например, директор должен носить малиновый бант, каждый из аранжировщиков носит банты отличного цвета, например белый, красный, зелёный, коричневый, а каждый «премьер каре» (первый кавалер в четвёрке) должен быть отмечен звездой того цвета, что и их аранжировщики (ведущие).

Разделение бантов зависит от директора, который каждому из аранжировщиков вручает бант своего цвета, а также распределяет между ними соответствующее количество маленьких бантов для раздачи между «премьерами каре» (первыми кавалерами в четвёртках).

Наконец, при большом количестве танцоров директор должен следить за тем, чтобы «аранжировщики» (ведущие) сразу начинали фигуры на восемь или шестнадцать пар без добора дополнительных людей, чтобы избежать суматохи, а также чтобы как можно больше людей смогло принять участие в танце.

Ещё одной обязанностью директора является то, чтобы «аранжировщики», ведущие мазурку, не удлиняли отдельные фигуры, а старались закончить их одновременно, чтобы общая мазурка во всех группах начиналась и заканчивалась в одно и то же время.

Общий список обязанностей всех ведущих в мазурке

Директор:

  • Общее управление танцами, то есть музыкой и мазуркой
  • Составление программы танцев с указанием времени для каждого танца
  • Выбор аранжировщиков, то есть ведущих
  • Разделение танцоров на группы с расчётом пар и четвёрок
  • Выбор салона или места в салоне для каждой группы
  • Раздача бантов

Аранжировщики (ведущие):

  • Приглашение лучших танцоров в «премьеры каре» и вручение им бантов
  • Обозначение очерёдности «каре» – четвёрок
  • Определение «премьерам» заранее мест в общих и составных фигурах
  • Управление общими, отдельными и составными фигурами
  • Поддержание порядка в соответствии с указаниями директора

«Премьеры каре» (первые кавалеры в четвёрках):

  • Сбор каре из четырёх пар с нумерацией пар от первой до четвёртой, в зависимости от vis-a-vis и contra
  • Следить за своим каре и вовремя начинать фигуры
  • Указывать каждой паре места в отдельных фигурах
  • Продолжение исполнения фигуры после того, как аранжировщик закончил её для своего каре

Весь порядок начала общего движения всех пар и их разделения на отдельные группы описаны в отдельной фигуре (№ 13).

Прочие действия

Поскольку из практики видно, что на больших балах, где сотни пар танцуют мазурку, установление порядка достаточно трудно и приводит к потере времени и суматохе, особенно при формировании пар и установлении очерёдности каре, то для того, чтобы избежать этих неудобств, предлагается кавалерам следовать следующему правилу нумерации каре:

Когда «премьеры» после получения бантов формируют каре и устанавливают в нём нумерацию, то кавалеры без дам идут к аранжировщику (ведущему), который выдаёт этому каре знак со следующим по порядку номером, но не раньше, чем «премьер» сформирует каре.

Полученный знак показывает «премьеру» порядковый номер, согласно которому его каре должно начинать отдельную фигуру, так что в связи с этим действием нет необходимости в последовательной установке пар и последовательной нумерации каре в том порядке, в котором они стоят по кругу. Однако в интересах каждого танцора как можно раньше сформировать каре, чтобы получить номер от того аранжировщика, в чьей группе он хочет танцевать, так как каждый аранжировщик имеет ограниченное количество знаков с номерами для раздачи.

Вышеупомянутые действия очень просты, чтобы каждый танцор соблюдал свою роль:
1. Каждый танцор следит за своей дамой, своим vis-à-vis и своим «премьером».
2. «Премьер каре» следит за своим каре, его очерёдности среди остальных каре, и нумерацией пар и мест в фигурах.
3. Аранжировщик в основном занимается ведением фигур и озвучиванием следующих каре, которым надо начинать фигуру.
4. Директор следит за общим порядком во всех группах и решает текущие вопросы.

За четверть часа до начала мазурки музыка делает первый сигнал и все начинают подготовку к танцу в вышеуказанном порядке, чтобы после повторения сигнала музыки все пары в соответствии с очерёдностью могли начать мазурку.

Подробные объяснения к расположению пар на фиксированных местах в отдельных и составных фигурах

Вся суматоха, которая получается, особенно при исполнении больших фигур на 8, 12, 16 пар, происходит в основном из-за отсутствия порядка в расположении пар и в том, чтобы они заняли правильные места в фигурах.

Несмотря на то, что правила мазурки недостаточно сформулированы, а те, которые есть, не всегда соблюдаются, несмотря на причудливость мазурки, разнообразие и сложность её фигур, существует ряд чётких правил, при соблюдении которых мазурка становится доступна каждому.

В предыдущих изданиях изложены необходимые правила в мазурке, которые нужно соблюдать каждому танцору. В этом четвёртом издании будут приведены более подробные пояснения, касающиеся мест пар в отдельных и составных фигурах (за исключением фигур общих) с указанием нумерации каждой пары, чтобы танцорам было проще ориентироваться при исполнении фигур, а ведущему – руководить мазуркой.

Главной основой в исполнении фигур, как указано выше, является круг. Кругом начинаются и заканчиваются общие фигуры мазурки, а также начинаются все отдельные фигуры (за исключением краковских) и кружением на месте заканчивают отдельные пары.

Следовательно, после общего круга далее танцуются общие фигуры, после которых снова круг, и после оборотов влево и вправо все остаются на месте для нумерации пар для исполнения отдельных фигур.

Ведущий мазурку имеет право задавать произвольные комбинации по собственному желанию и усмотрению, откуда и формируются разнообразные фигуры, относящиеся или к подвижным, или к статичным.

Подвижные фигуры, то есть круговые, – это те, которые танцуются толпой в стиле старых фигур, постоянно двигаясь по залу и выполняя различные комбинации по команде ведущего.

Статичные, то есть квадратные, начинаются и заканчиваются на линиях квадрата.

Кроме того, фигуры мазурки делятся на простые и сложные.
Простыми фигурами называются части составных фигур, например, крест, круг и так далее, и малые фигуры на 1-6 пар.

Сложные фигуры – это те, которые состоят из отдельных частей и комбинаций, но образуют общее целое, и более крупные фигуры на 8, 12, 16 пар.

Все они могут быть разделены на пять основных типов, а именно: круговые, линейные, крестовые, угловые, краковские, и каждый из этих видов имеет различную форму и рисунок фигуры.

Круговые фигуры танцуют по залу, выполняя по ходу движения различные комбинации.

Линейные танцуются целыми линиями в разных направлениях.

Крестообразные – с начальных мест крестом.

Угловые – с начальных мест в углы зала.

Краковские – тройками.

Можно увидеть, что каждый из этих типов отличается формой, и поэтому необходимо определить постоянные места отдельно для каждого типа.

История танца указывает, что фигуры мазурки произошли от французских кадрилей, которые танцевались в квадратном построении с обозначением места для каждой пары, как, например, в Лансье. Для установления порядка в фигурах мазурки и облегчения понимания их танцорами следует применить для них аналогичную нумерацию пар и мест, как и в кадрилях.

Для этого кавалеры при выборе vis-à-vis и contra должны заранее в каждом каре обозначить последовательную нумерацию пар от первой до четвёртой. Кроме того, согласно правилам в кадрилях (а именно в Лансье), пары выстраиваются по линиям квадрата так, чтобы пары vis-à-vis стояли друг напротив друга, а пары contra, то есть две другие пары vis-à-vis, также становятся друг напротив друга, образуя крест. В мазурке пары также строятся крестом, но с другой нумерацией пар.

Для более быстрой ориентации в танце следует придерживаться постоянного правила, а именно расстановке относительно четырёх стен салона, у центра квадрата которых танцующие пары с последовательной нумерацией должны занимать место следующим образом – первая пара занимает первое место у первой стены, вторая пара второе место у второй стены, третья пара у третьей и четвёртая пара у четвёртой стены.

Поскольку расположение пар в данном варианте всегда зависит от ведущего, то занимаемое им место всегда считается первым, а остальные места на линиях квадрата занимают пары, исходя из нумерации. Самое удобное место для ведущего – у стены с главным входом в салон, следовательно, эта стена считается первой. И от этой стены по кругу, начиная влево, отсчитываются следующие стены – слева от входа вторая стена, напротив – третья стена, справа от входа – четвёртая стена.

Как стены, так и пары имеют одинаковую нумерацию, которую они должны помнить, чтобы приходить на нужные места, откуда они начинают и заканчивают фигуры.

В крестообразных фигурах четыре пары одного каре должны располагаться в четырёх главных местах в центре каждой линии квадрата на равных расстояниях друг от друга в форме креста.

Во всех остальных фигурах – круговых, линейных, угловых – четыре главные пары должны стоять в четырёх углах зала, порядок расположения которых такой же, как в крестообразных фигурах, за тем исключением, что первый угол тот, который слева от входа в салон находится, а следующе углы отсчитываются по часовой стрелке.

Если фигура начинается двумя парами, а затем путём добора образуется четыре пары, то первый кавалер с добранной дамой занимает первое место, кавалер vis-à-vis с добранной дамой занимает третье место напротив первой пары, первая дама с добранным кавалером занимает четвёртое место справа от своего первого кавалера, вторая дама с добранным кавалером занимает второе место также справа от своего кавалера. То есть дамы с добранными кавалерами встают на места справа от своих кавалеров. При выстраивании пар для больших фигур также надо придерживаться этого правила, то есть чтобы танцующие при увеличении квадрата строились вдоль его сторон по одной, две, три или четыре пары, в зависимости от фигуры.

Главными в каждой фигуре на 4, 6, 8, 12 или 16 пар являются четыре ведущие пары, принадлежащие к каре, которые начинали фигуру. Они занимают четыре основных места, а остальные считаются добранными и занимают следующие места на линиях квадрата. Следовательно, «премьеры» должны занимать то же место, что ранее занимал ведущий мазурку.

Двойные фигуры на восемь пар удобнее танцевать отдельными каре, стоящими по порядку. Так, после танца первого каре по залу, которое выполняет Окончание в углах, начинает мазурку следующее каре и танцует Окончание у стен, становясь в центре линий квадрата.
Примечание. Для более лёгкого запоминания следует установить правило, что пары с нечётной нумерацией, начинающие фигуру, занимали места в углах, а пары с чётной нумерацией считались бы добранными и занимали места у стен.

Если фигура исполняется двенадцатью парами, то начинает её одно каре и заканчивает на правильных местах в центре линий квадрата, после чего дамы приглашают по два кавалера и возвращаются на исходные места, а кавалеры приглашают по две дамы и становятся в углах салона, слева от своих дам. Затем все они танцуют общий круг налево и главные кавалеры делят его на четыре отдельных круга. Затем главные кавалеры отпускают левые руки и формируют линии, возвращаясь в свои углы. Или же по общему кругу все пары одновременно танцуют поворот à gauche (налево).

Если фигура танцуется шестнадцатью парами или четырьмя каре, то первое каре со своим «премьером» танцует мазурку по салону и Окончание. Затем он формирует круг, и в нём танцуют оборот налево, после чего «премьер» отпускает левую руку и приходит в первый угол, а остальные пары, держась за руки, выстраиваются вдоль стены. Таким же образом танцуют следующие каре.

Порядок каре для начала танца и прихода на нужные места вдоль стен таков: первым начинает второе каре, затем третье, после четвёртое и, наконец, первое. Каждое каре занимает линию вдоль стены согласно нумерации.

В конце в линейных фигурах следует так расположить пары в линиях, чтобы из основного круга получались меньшие круги под две, три или четыре пары, которые, в свою очередь, разворачивались бы в линии так, чтобы крайние кавалеры в кругу отпускали левую руку и одновременно или последовательно разворачивали свои линии лицом к первой стене.

Добавить комментарий