Персоналии: Петровский Людовик. Годы: 1825. Периоды: Романтизм.

Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцевания при Слободско-Украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825, in. 8, 140 стр.

Надобно быть ученым танцовщиком, чтобы судить о достоинствах сей книги. Рецензент, худо знавши и давно забывши туры и па, не смеет взять на себя обязанности судий. Он удивлен был сочинением г. Петровского в другом отношении. Рецензенту казалось, что вальсы, экосезы и мазурки – дело от безделья, но прочитав книгу г-на Петровского, он видит, что наука эта важная и обширная. “Обращаюсь к вам, юноши, приготовляющиеся ступить некогда в свет. Будьте уверены, что человек, который желает веселиться и пренебрегает средствами найти ее, составляющими истинную веселость, счастливым быть не может”. – Так! и Сочинитель объявляет что происхождение танцев есть дело великое – что “танцы имеют немаловажное влияние на общежитие и нравственность” (стр. 9), сказав потом что “рассматривание самого себя и внешних предметов производило в сердце человека разнообразнейшие движения; что сознание собственных совершенство, величественная и вместе прелестная картина природы, столь сильно действовали на душу простого, светским искусством неиспорченного человека, что внутренние ощущения его ясно выражались во внешнем его виде и наружных действиях, и от глубокого чувства удивления и признательности к Творцу, веселясь чувством способности наслаждаться собственным бытием, хохотал он, падал на землю, плакал, бил в ладоши, пел, прыгал, подавал руки другим и вместе с ними плясал”, Соч. говорит о танцах разных народов, что “Славянского происхождения народы танцуют тропака, Венгерцы голубца, Испанцы делают шаги топая, Французы переставляют ноги подскакивая, Шотландцам свойственны шаги тряские, другим отбиваемые в бок на воздухе и т.д.”

– Далее Рецензент узнал, что в танцах есть также классики и романтики. Наш автор классик и жестоко нападает на нововведения. “Учится танцевать,” восклицает он, “для того только чтобы блеснуть, есть одна суетность (стр. 137).” – “Не почитайте учителей танцевания рабами, которые работают за плату, а наставниками детей своих.” – “Танцевальный учитель” – продолжает не шутя Автор – “должен убегать лености, капризов, зависти к подобным себе, по достоинству заслуживающим уважение, и недоброхотства к ним по жадности и прибытку; не путать с большим количеством танцев, а заниматься нужнейшими по правилам и правильным замечаниям; не смотреть на одни ноги, но на всю наружность, исправляя ошибки. Напоследок, занимая место родителей в часы учения, он должен уметь развить в учащихся нравственность общежительную; ибо как Нравственная Философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых к привлекательному общежитию. Вы же, любезные юноши, надежда родителей, наставников и Отечества! веселитесь чистосердечно не отступая от духа танцев, облагораживающего каждый ваш шаг, каждое ваше движение. Пусть старшие, смотря на вас, сделаются на время счастливыми и забудут о неприятностях, случающихся в жизни человека. Может быть, Всевышний, одарив нас всеобщим миром, позволит и нам повеселиться с вами и до того сделает нас счастливыми, что при вас сделаемся помоложе и настанут опять дни золотого века, о которых то лишь известно, что они когда-то были!”

Ах! Любезные читатели! Рецензент верит теперь что танцевальная наука важная, и если бы не старость лет, он, кончив свою статейку, тотчас взял бы танцевальный урок, ч условием, учить за то танцевальщиков Логике и Грамматике.

Источник: Московский телеграф, 1825, Ч.6, стр: 386

Цитата относится к: 1825 г.

Дата первой найденной публикации: 1825 г.

Подобрал цитату: Стратилатов Борис

Добавить комментарий