География: Москва, Россия и Санкт-Петербург. Танцы: Le Menuet de la Reine, Вальс, Вальс в два па, Мазурка, Менуэт, Национальные танцы, Обучение танцам, Полонез, Полька, Польские танцы, Сценические (постановочные) танцы, Техника танца, Техника шагов и трамблан. Персоналии: Дидло, Шарль, Дютак, танцор и учтель танцев, Колосова, Ле Пик, Шарль, Новицкая, Пуаро, Огюст, танцовщик и преподаватель, Эбенгард и Юар, танцмейстер. Годы: 1800-е, 1810-е, 1820-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е и XIX век.

Теперь, в заключение нашей статьи, не мешает нам взглянуть на бальные танцы и на методу их преодавания во времена Дидло. В начале 1800 годов в Петербурге были первоклассные учителя бальных танцев: Пик, Юар, а впоследствии Огюст, Дидло, г-жи Колосова, Новицкая, гг.Дютак, Эбенгард. Метода учения того времени была следующая: по большей части дети начинали учиться танцевать лет восьми или девяти; сначала их заставляли делать разного рода батманы; те, у которых были от природы ноги косоваты (то есть у кого носки с носками сходились почти вместе), через делание батманов исправлялись; потом учили разные па a terre, то есть па, не сопряженные с прыжками, под разные размеры музыки для бальных и разнохарактерных танцев. А главное достоинство у старых танцевальных учителей состояло в том, что они держали ученика долгое время на менуэте a la reine, потому что этот танец выправляет фигуру, приучает ловко кланятся, прямо ходить, грациозно протягивать руку, одним словом — делает все движения и манеры приятными. Менуэт приносил еще и другую пользу: если ученик был сутуловат от природы, то от очень часто повторяемого ему учителем приказания держаться прямо молодые члены его выправлялись и сутуловатость исчезала совершенно; ежели голова его от привычки выпячивалась вперед, то его заставляли держать ее прямо, выправляли грудь и не давали болтаться рукам. Таким образом ученик получал совершенную выправку всего тела. Девицы же по большей части, выйдя замуж, раскланиваются с танцами навсегда и оставляют их совершенно. Уча наскоро одни вальсы, польки и другие легкие танцы, они приобретают только временную, весьма незначительную пользу. Совсем не то было с теми, кто учился по методе старых учителей: у женщины на всю жизнь оставалась фигура выправленная, походка грациозная, движения приятные; даже в преклонных летах в русском польском, в котором только ходят и меняют дам, видна и в пожилых дамах и стариках хорошая турнюра. Часто случается видеть молодых людей, которые не изучали фундаментально танцевального искусства и на балах танцуют французскую кадриль или вальс с выпятившеюся вперед головою, сжатой грудью и гусиными ногами — avec des pattes d’oie, как французы называют в танцах невыправленные ноги. А это первое дело в танцах: если молодая девушка, которая хотя и не имеет приятного личика, но грациозно танцует и мило держится, она делается привлекательною для каждого, потому что в ней не видишь ничего карикатурного, натянутого. Мне случалось слышать от хороших учителей, что они предлагали в некоторых домах учить детей по всем правилам танцевального искусства, объясняя, какую пользу приносят батманы, разные па и менуэт, но им всегда отвечали, что эта метода старого покроя, что теперь никто менуэта не танцует, что детям их не быть театральными танцовщиками и что, следуя этим стародавним правилам ученья, они будут только даром бросать деньги, а дети тратить понапрасну время. К этому присоединялась обыкновенная просьба: нельзя ли их прямо научить польку, мазурку, трамблан, вальс в два темпа. Находились учителя, которые соглашались на такие условия: брали деньги и из хорошеньких детей делали карикатуры. Это были учителя, которые никогда сами не учились танцевальному искусству, но, быв музыкантами у хороших танцмейстеров, ездили с ними на уроки, замечали фигуры в танцах и некоторые па и потом сами принимались за преподавание, как фельдшеры, приглядевшиеся к больничному лечению, сами иногда имеют поползновение на звание врачей. Для примера я расскажу один случай. На лето был приглашен в степную деревню, в один хороший дом, танцевальный учитель. По соседству жила старушка помещица; она приглашает его к себе и говорит: «Нельзя ли, батюшка, мою внучку научить танцевать: право, мне совестно перед белым светом, что она еще не начинала учиться. Конечно, она еще дитя (ей было лет шестнадцать), но все-таки пора. Куда в гости ни поедешь, все танцуют, а моя Варенька и шагнуть не умеет; только жаль, что она здоровья очень плохого: боюсь, чтоб ее не замучить (она была девушка полная и румяная); нельзя ли ее первоначальные позиции и выправку ног учить сидя, а после в трудных па Феклушка и Устюшка огут ее под руки поддерживать: право, я очень боюсь за ее здоровье! Так как эта наука не головоломная, то нельзя ли взять за урок по рублику ассигнациями». Учитель, услышав, какую цену и условия предлагали ему, отвечал: «Больных не учу, да и невозможно: лучше вам позвать лекаря, а когда будет ваша барышня здорова, тогда я явлюсь к вашим услугм». – «Я вижу, господин учитель, что вы здесь зазнались, а вон в чужих краях, я слышала, так ваша братья под окошками стучат и кричат: «Нет ли кого поучить танцевать»».

Примечание: Прим.: Глушковский рассказывает о первой трети XIX века и сопоставляет ее со временем написания мемуаров – серединой XIX века. Это первая часть цитаты. Продолжение: http://hda.org.ru/quotes/137 , http://hda.org.ru/quotes/138 , http://hda.org.ru/quotes/139


Автор цитаты: Глушковский Адам Павлович

Источник: Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. СПб.: Лань., Планета музыки. — 2010, — с.404-423

Цитата относится к: 1868 г.

Подобрал цитату: Соленикова Евгения

Добавить комментарий