География: Москва и Россия. Танцы: Бальные танцы, Вальс, Кадрили, Контрдансы, Котильон, Краковяк, Матрадур, Национальные танцы, Немецкая кадриль, Обучение танцам, Польские танцы, Техника танца, Техника шагов, Французская кадриль и Экосез. Персоналии: Мунаретти, преподаватель танцев. Годы: 1800-е, 1810-е, 1818 и XIX век.

В 1818 году в Москве … был танцевальный класс г. Мунаретти, куда ежедневно съезжались ученики разных сословий, наций, лет, потому что он брал за уроки очень дешево. Часто у него в танцклассе можно было видеть в составе кадрили людей пресмешных, с которых можно бы написать преоригинальную картину: мальчика лет восьми с булочкой в руке, прыгающего чижиком (у Мунаретти во время танцкласса можно было иметь завтрак), немца-старичка с подвязанными зубами, который кашляет, задыхается, но танцует до поту лица, изгибаясь и делая разные курбеты; армянина в национальной одежде, с черной бородой, серьезным лицом, ворчащего про себя, что не понимает слов танцмейстера, который дурно объяснялся по-русски и взамен слов употреблял довольно забавную пантомиму; из магазинов пожилых иностранок в папильотках на голове, которые со всеми грациями стараются выделывать па-де-зефир и, поглядывая на всех, как будто спрашивали: «А что, каковы мы?» /Прим. Глушковского: У него жил бедный старичок немец, который в случае недостатка кавалера или дамы обязан был становиться в кадриль: в том состояла его должность./ Мунаретти, как профессор танцевального искусства, всегда объяснял своим ученикам свои лекции; он говорил на многих языках, но ни на одном нельзя было понять его: это было вавилонское смешение языков. Когда первый разряд учеников, окончив часы учения, расходились по домам, съезжались к нему в танцкласс новые аматеры, в числе которых бывали женихи и невесты, подготовлявшиеся в танцах, чтоб на своей свадьбе не ударить лицом в грязь. Эти, по большей части, платили ему деньги за выучку: он брал с каждого ученика по 25 рублей ассигнациями и возлагал на себя обязанность выучить их совершенно всем танцам, какие только существуют в мире, к известному сроку. Многие за 25 рублей думали у него учиться до самой смерти, говоря, что они все еще не выучились, – они делали это с целью повеселиться в его танцклассе. Но Мунаретти не был прост: он смекнул дело и употреблял с ними также другого рода хитрости: вместо уговорного часу учил их по четыре часа сряду и заставлял без отдыха выделывать разные па и вальсировать до первого обморока. Ученики его были по большей части народ мелочной торговли, которые искали во всем барышей: они думали быть в выигрыше.ю что за 25 рублей вместо часу их учат четыре, и не догадывались, что тут была своего рода штука, танцмейстер так их замучивал, что они от непривычки танцевать так долго на другой день не могли встать на ноги и во всем теле чувствовали ломоту, одним словом – находились в таком же положении, как запаленные лошади. Тогда они проклинали танцы, отказывались от денег и желали только скорей оправиться, чтобы не отлагать надолго своей свадьбы. Мунаретти при всем этом был хороший итальянский кухмистер: он умел хорошо готовить макароны, стофаты, делать из дичи сыры и другие итальянские кушания; к нему часто съезжались молодые люди совсем с другой целью, имевшие в виду во время класса не образование ног своих, но образование своего желудка шампанским и макаронами; так что он вдвойне получал выгоду: от рук и от ног своих. У него давались также маскарады; вход был по билетам. Сюда съезжались охотники до забавных сцен: не проходило ни одного маскарада, чтоб не случалось какого-нибудь интересного приключения. Тут для молодежи было чему посмеяться, и танцкласс Мунаретти имел постоянный успех и приносил свою пользу. В 1800-х годах Мунаретти служил при императорских Петербургском и Московском театрах комическим дансером, но скоро по разным обстоятельствам оставил службу. Мунаретти был человек добрый, хотя и не очень искусный в своем деле; но его любили за его комизм и готовность всякому оказать услугу. Аким образом, он шутя проплясал свой век и проплясал его совсем недурно. Век этого образователя русских ног в танцевании можно определить танцами: экосез, матредур, краковяк, контрданс, котильон и немецкий кадриль.

Примечание: Прим.: Глушковский рассказывает о первой трети XIX века и сопоставляет ее со временем написания мемуаров – серединой XIX века. Это окончание цитаты. Начало: http://hda.org.ru/quotes/136 , http://hda.org.ru/quotes/137 , http://hda.org.ru/quotes/138


Автор цитаты: Глушковский Адам Павлович

Источник: Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. СПб.: Лань., Планета музыки. — 2010, — с.404-423

Цитата относится к: 1868 г.

Подобрал цитату: Соленикова Евгения

Добавить комментарий