География: Москва, Россия, Санкт-Петербург и Франция. Танцы: Le Menuet de la Reine, Аллеманд, Бальные танцы, Вальс, Венгерка, Гавот, Гавот Вестриса, Гроссфатер, Кадрили, Казачок, Котильон, Краковяк, Мазурка, Мазурка в 4 пары, Матлот, Менуэт, Национальные танцы, Обучение танцам, Па-де-шаль, Пергурдон, Полонез, полонез-сотан, Полька, Польские танцы, Русская пляска, Сценические (постановочные) танцы, Техника танца, Украинские танцы, Фанданго, Фигуры, Французская кадриль и Экосез. Персоналии: Гардель, Депрео, французский учитель танцев, Дидло, Шарль, Дютак, танцор и учтель танцев, Йогель Пётр Андреевич, Ле Пик, Шарль, Морчинский, Мунаретти, преподаватель танцев, Сабуров А.М., актер, Сент-Аман, французский учитель танцев и Сосницкий И.И., актер и преподаватель танцев. Годы: 1800-е, 1810-е, 1820-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е и XIX век.

По большей части родители учат своих дочерей танцовать только для того, чтоб вывозить их на балы и чтоб им дать через это средство составить выгодную партию, но нынче почти все женихи сделались люди коммерческие: им дай Калифорнию, а без нее их никакими прыжками не подвинешь. Раз случилось на бале: танцевала одна молодая барышня, знакомый ее кавалер сказал одному молодому человеку, сидевшему подле него: «Я слышал, что вы имеете намерение жениться, — и, указывая па свою знакомку, прибавил, — вот вам может быть прекрасная невеста: собою красавица, очень хорошо образована, говорит на многих языках, поет и играет отлично на фортопьянах, а главное — в ней хорошая нравственность». Молодой человек отвечал ему: «Я очень согласен, что «существительное прекрасно», но позвольте вас спросить об «прилагательном». Знакомый ему отвечал: «Конечно, родители ее люди небогатые, но зато барышня имеет хорошую нравственность». Жених откланялся и, увидя богатую купеческую дочку, тотчас пустился с ней в галоп. В то время, о котором я говорю, танцевали следующие бальные танцы: экосез, вальс, котильон, французскую кадриль в восемь фигур, гросфатер, полонез сотан, пергурдон, гавот Вестриса, мазурку в четыре пары. Характерные танцы: русскую пляску, па-де-шаль, Фан анго, мателот, венгерку, краковяк, алеманд, па-де-козак. Я согласен, почему не учить детей в свое время и этим танцам, когда они уже сформируют тело упражнением и члены их получат надлежащую гибкость и стройность. Случается часто видеть танцующих польку без первоначальной выправки: вместо грациозного наклонения головы они безобразно кладут ее почти себе на плечо; вместо того чтобы согнуть талию картинно, они перевалят набок весь корпус; вместо того чтобы поднять руку натурально, они выгибают ее каким-то вычурным углом, воображая, что это грация. Танцевать польку, не имея выправки, все то же, что ученицу, которая не умеет хорошо читать ноты, заставить играть концерт Листа, или мальчику, не знающему грамматики, задать написать стихи. Хотя танцевальное искусство и нельзя поставить наряду с поэзией, но оно как искусство также имеет свои начальные правила и тогда только может принести пользу, когда будет основательно преподаваемо. Правильное преподавание танцев дает развязность всему телу и укрепляет мускулы; ученик, можно сказать, получает совершенно новую форму в осанке, в поступи, в положении корпуса. Некоторые подумают, что танцы узнуряют человека; а я скажу напотив, что они укрепляют здоровье, и представлю в пример следующих людей, занимавшихся или занимающихся танцевальным искусством, которые дожили до глубокой старости и почти до самой смерти не покидали своего занятия; таковы Доберваль, Гардель, Пик, Вестрис, Дидло, Кулон, Лефевр, Морчинский, Солокони, Мунаретти и Огюст; из существующих поныне – Дюпор, которому теперь семьдесят три года, Тальони, Титюс, Иогель, Дютак, Альберт, Леон и проч. Некоторые учат еще до сих пор и по своим летам пользуются отличным здоровьем. Я говорю только о тех, которые вели и ведут жизнь воздержанную, и вовсе не включаю в число их тех, которые охотники до даров земных. Мало ли умирают их во цвете лет, но тут вина не танцев, а вина. Танцы, гимнастика и фехтование имеют близкое родство. Теперь, во многих аристократических домах учат детей гимнастическому искусству, а в казенных учебных заведениях эти искусства составляют непременную часть учебного курса именно потому, что они служат укреплению мускулов и дают молодому человеку ловкость и проворство. Если я говорил о достоистве менуэта то не в том смысле, чтоб советовать танцеать его на балах, а в том, что он очень полезен при начале учения. Во Франции во время последнего консульства Наполеона менуэт a la reine и гавот Вестриса были еще в моде: их танцевали на балах. Когда Наполеон был на бале у г-жи Пермон, матери герцогини Абрантес, дочь ее с господином Лафитом танцевала его в продолжение вечера несколько раз («Записки герцогини Абрантес», часть 3, стр. 369); она была ученица первых учителей бальных танцев, Депрео, Сент-Амана и известного парижского балетмейстера Гарделя; и славилась своей ловкостью и грацией; этот танец очень понравился Наполеону; он сказал герцогине Абрантес, что она так же хорошо его танцует, как девица Шамруа, которая была первою танцовщицею Большой Оперы. Как ни стара по своему происхождению французская кадриль или контрданс, она все еще и теперь в большом употреблении, но только претерпела большие изменения: прежде ее танцевали, а ныне в ней ходят и делают ее фигуры подобно тому, как некоторые говорят по-французски, мешая французски слова с русскими: «Voulez vous aller diner в купеческий клуб; il est labas приятно провести время, je ous en prie, любезнейший, pretez moi рубликов сто!» Они хотят задать тон и думают по-французски, а выходит по-тарабарски. Так и во французской кадрили иные, не учась никогда танцевать, но заметив только фигуры, ходят в ней преспокойно взад и вперед, как бы гуляя после приема минеральной воды. А впрочем, ныне очень извинительно, если во французской кадрили ходят, а не делают па, потому что бальная система в отношении костюма и вообще совершенно изменилась: еще на моей памяти на балы, даже в клубах, кавалеры могли являться не иначе как во фраке и башмаках, а ныне на званые вечера ездят в сюртуках и в сапогах с большими каблуками. Где же выделывать па в подобной амуниции! Мазурку в четыре пары совсем теперь оставили; кое-когда случается еще на балу увидеть одну пару, танцующую в мазурке, которая обойдет кругом залу, постучав немного каблуками, повернется — и довольно. Если бы музыка не играла мазурки, так нельзя было бы узнать, что это такое танцуют. Я думаю, многие и до сих пор еще помнят прежнюю мазурку, когда танцевал ее И.И.Сосницкий или Сабуров, — тут было чем полюбоваться! Но в 1814, 1815 и 1816 годах мазурка в четыре пары была в большой моде: ее танцевали везде — на сцене и в салонах лучшего общества. И.И.Сосницкий танцевал ее превосходно, а особливо когда был в мундире. Па его были простые, без всякого топанья, но фигуру свою он держал благородно и картинно; если приходилось ему у своей дамы пообхватывать ее талию, чтоб с ней вертеться, или с дамой делать фигуры, то все это выходило грациозно в высшей степени; он, танцуя мазурку, не делал никакого усилия; все было так легко, зефирно, но вместе увлекательно. Так же хорошо танцевал Сосницкий и мателот с флагом. Если Сосницкий был на сцене всегда так ловок в своих ролях, то ему в этом много помогало знакомство с высшим обществом, а вход туда ему открывало его искусство в бальных танцах: в это время его в Петербурге брали наперехват в самые лучшие дома учить мазурке и другим бальным танцам. В Москве актер Московского театра Александр Матвеевич Сабуров также хорошо танцевал мазурку, он много заимствовал от Сосницкого; но в нем было больше огня и жизни, хотя недоставало этого благородного laisser aller, характеризовавшего танцы Сосницкого. …

Примечание: Прим.: Глушковский рассказывает о первой трети XIX века и сопоставляет ее со временем написания мемуаров – серединой XIX века. Это вторая часть цитаты. Начало: http://hda.org.ru/quotes/136 Продолжение: http://hda.org.ru/quotes/138 , http://hda.org.ru/quotes/139


Автор цитаты: Глушковский Адам Павлович

Источник: Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. СПб.: Лань., Планета музыки. — 2010, — с.404-423

Цитата относится к: 1868 г.

Подобрал цитату: Соленикова Евгения

Добавить комментарий