Французские контрдансы эпохи барокко

Автор: Деркач Мария
Год публикации: 2009

см. также PDF версия.

Оглавление

Аннотация

В данной работе рассматриваются французские контрдансы конца 17–начала 18 века. Основными авторами контрдансов в это время являются Андре Лоран, который считается «первооткрывателем» английских контрдансов для французов, и Рауль Ожер Фёйе, которому мы обязаны не только большим количеством записанных танцев, но и специальной нотацией для записи оных, доступной даже непрофессионалам.

1. Прибытие контрдансов на материк. Манускрипт Андре Лорана.

Во Франции контрдансы появились благодаря французскому танцмейстеру Андре Лорану (André Lorin). «Андре Лоран, один из академиков танца, съездив в Англию с Маршалом д’Умьером (Marechal d’Humieres) для изучения контрдансов, исполнявшихся при Дворе, не только привез самые лучшие из них, но и сочинил новые, для которых он также подобрал подходящие шаги и записал их так, чтобы каждый мог без труда понять» — так начинается манускрипт Андре Лорана. У танцмейстера сохранилось 2 манускрипта: «Livre De La Contredance du Roy Presenté à sa Majesté» и «Livre De Contredance présenté Au Roy», датированных 1687-1688 годами. Первый манускрипт содержит лишь один контраданс (Belles les Cloches) на 4 пары. Здесь автор прописал танец для каждой пары, т. е. фактически 4 раза повторил схему контрданса. Сама нотация описана во втором (исторически первом) манускрипте.

Пример фигуры в нотации Лорана
Рис. 1: Пример фигуры в нотации Лорана.

В манускрипт «Livre De Contredance presenté Au Roy» вошли 13 контрдансов, первые три из которых посвящены королю Людовику XIV, наследнику Великому Дофину и его жене Марии-Анне Кристине де Бавьер (Marie Anne Christine de Bavière, Madame La Dauphine), а остальные десять — различным знатным людям Франции. У каждого танца два названия — одно французское, другое — английское, которые могут различаться. Заметим, что два танца (придуманных самим Лораном) вообще не имеют названия.

В предисловии манускрипта Лоран объясняет условные обозначения в своей нотации, а также приводит правила танцевания контрдансов на четверых, на шестерых и контрданс на двоих.

Все схемы танцмейстер записывает в новой придуманной им нотации. Буквы $mathcal{S}$ и $mathcal{D}$ с цифрами, обозначающими номер пары, в которой находится танцор, указывают на положение кавалера и дамы в танце. Их путь отмечается сплошной черной линией, иногда (Лоран не очень аккуратен в мелочах) разделенной перпендикулярно «тактовыми чертами». Справа и слева от линии прописываются шаги, отвечающие движениям правой и левой ноги соответственно. Каждому шагу соответствует своя комбинация букв, которые могут писаться вверх ногами (если шаг идет назад) и повернутыми на 90 градусов (если шаг идет вбок). Эти же шаги прописаны под мелодией для того, чтобы было понятно, как каждый шаг раскладывается по музыке. Точка рядом с треком, на котором не проставлены шаги, помечает, с какой ноги надо начать движение.

Условные обозначения для шагов в нотации Лорана
Рис. 2: Условные обозначения для шагов в нотации Лорана.

Лоран различает шаги бурре и флёре. Так под первым из них понимается движение с левой ноги, а под вторым — с правой. При этом буквенное обозначение ($b$) у них одно и то же. Наряду с шагом бурре танцмейстер использует такие шаги, как шаг менуэта ($m$), купе ($cp$), шассе ($ch$) и даже прыжки соте ($So$), жете ($J$) и ассамбле ($a$). Заметим, что кроме шагов, которые мы сейчас привыкли называть барочными, в контрдансах Лорана активно используется простой шаг (pas simple — $p$). В своей нотации танцмейстер предусмотрел отдельные знаки для реверанса ($mathfrak{R}$), снятия шляпы и таких движений рук, как «взяться за руку/руки» и «хлопнуть в ладоши». При этом отдельно поясняется, что за руки можно браться, только начав движение, а хлопать — только после остановки движения.

Среди 13 танцев, описанных в рукописи, отметим третий контрданс, сочиненный самим Лораном и посвященный мадам Дофин (супруге наследника): танец рассчитан на 8 человек, а танцоры, начиная из стандартного контрдансного построения в колонну, вскоре перестраиваются в кадрильный сет.

Фигуры cross и cast down в нотации Фёйе. Голова колонны - вверху листа.
Рис. 3: Фигуры cross и cast down в нотации Фёйе. Голова колонны — вверху листа.

2. Сборник контрдансов Месье Фёйе.

«Контрдансы составляют большую часть развлечений на ассамблеях со времен Мадам Дофин, которая ввела их в употребление во Франции» — Рауль Ожер Фёйе (Raoul Auger Feuillet).

В 1706 году в Париже выходит в свет сборник контрадансов («Recueil de Contredances»), записанных (и частично сочиненных) танцмейстером Раулем Ожером Фейе (1660 — 14.06.1710). Сюда вошли 32 контрданса, среди которых были как исконно английские, так и сочиненные французскими танцмейстерами. В числе авторов Фейе упоминает Месье Вуазена (M.Voisin), танцмейстера Версаля.

Все танцы, приведенные в книге, записаны нотацией Бошама-Фейе (Beauchamp-Feuillet). Вверху каждой страницы прописана мелодия танца, кавалер изображается полукругом, дама — полукругом с кружочком внутри (рис.2). На треке (линии танца) галочками $vee$ разделены такты соответствующей музыки. Кроме того, по этому знаку можно проследить положение корпуса в начале такта ($vee$ имитирует положение ступней танцора). Паузы в танце длиной в такт помечаются на треке двумя косыми черточками //.

Основные движения рук по Фёйе
Рис. 4: Основные движения рук по Фёйе

Заметим, что Фейе не прописывает большую часть основных шагов. «…Я намеренно не прописываю шаги в танцах, дабы предоставить танцорам возможность танцевать те шаги, которые они хотят…». Танцмейстер лишь позволяет себе дать свои рекомендации по поводу того, какими шагами можно танцевать в том или ином случае. Так во всех контрдансах за исключением менуэтных движение вбок Фёйе рекомендует делать на шассе, вперед-назад — шагом гавота, а полный оборот с партнером красивее всего производить на деми-контрато или флёре.

Первый тип по Фёйе
Рис. 5: Первый тип по Фёйе

Есть однако специфические движения рук и ног, которые танцмейстер в схеме всё же прописывает. Так в танцах отдельно помечаются шаг ригодона (pas de Rigaudon), прыжок соте (sauté) и балансе (balancé). На рисунке 3 также приведены некоторые движения рук, встречающиеся в контрдансах Фёйе: взяться за руки, отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поманить или погрозить пальцем правой или левой руки.

3. Типы контрдансов по Фёйе.

Фёйе разделяет 2 типа танцевания (длинных) контрдансов.

Первый тип (рис.4): после каждого повторения кавалер (дама) спускается вниз по залу, меняясь кавалером (соответственно, дамой), стоявшим(-ей) за ним (ней). Дойдя до конца колонны они больше «не танцуют» (в привычной нам терминологии — становятся второй парой). Каждая пара, доходя до головы колонны пропускает одно повторение музыки и только потом начинает танцевать, повторяя путь первой пары. Когда первая пара вернется в голову колонны, танец заканчивается.

Второй тип (рис.5): после первого повторения мелодии кавалер и дама в паре меняются местами и разворачиваются вниз по залу. После чего кавалер протанцовывает со всеми дамами, спускаясь вниз по залу, а дама — со всеми кавалерами в колонне, оставаясь на одном уровне со своим кавалером. Дойдя до конца колонны, они опять танцуют друг с другом, разворачиваются в голову колонны и заново протанцовывают со всеми танцорами противоположного пола, продвигаясь теперь вверх по залу. Любая другая пара, дойдя до головы колонны, не пропуская музыки, сразу начинает танцевать, повторяя путь первой пары.

Подчеркнем, что согласно Фейё, все контрдансы танцуются волной: начинает танцевать ровно одна пара. При этом если в контрдансах первого типа количество танцующих пар увеличивается на один каждое второе повторение мелодии, то в контрдансах второго типа количество танцующих пар увеличивается на один при каждом повторении.

Второй тип по Фёйе
Рис. 6: Второй тип по Фёйе

По схеме танца в нотации Фёйе сразу можно сказать, какого типа этот танец. Действительно, если в конце куплета кавалер поменялся с дамой местами, то это контрданс второго типа, если нет — то первого.

Фёйе приводит достаточно много танцев с несколькими куплетами. В книге куплеты расположены один под другим и отделены горизонтальной чертой. Схема танцевания контрдансов с несколькими куплетами такова: пара, стоящая в голове колонны, начинает танец, после того, как она спускается вниз колонны и возвращается опять в голову, она начинает танцевать второй куплет (пропуская одно повторение, если второй куплет первого типа, и не пропуская, если второго). С этого момента каждая пара, дошедшая до головы колонны также начинает танцевать второй куплет.

Отметим отдельно контрданс La Fanatique. Он интересен тем, что первый куплет танцуется по первому типу контрдансов, а второй — по второму. Второй куплет как бы волной накрывает всех танцующих.

4. Другие французские контрдансы.

Кроме упомянутого сборника 1706 года контрдансы публиковались в большинстве ежегодных сборников «популярных танцев сезона».

В 1712 году выходит «второй том» контрдансов Фёйе — сборник под редакцией танцмейстера Жака Дезе (Jacques Dezais), записанный (и даже оформленный) так же, как книга Фёйе 1706 года. Составитель считается преемником Фёйе. Именно Жак Дезе после смерти Фёйе в 1710 году продолжил печатать ежегодные сборники танцев к балам, а также дал вторую жизнь многим английским контрдансам, не вошедшим в «первый том». В предисловии Дезе предельно краток. «Мне следовало бы напомнить правила хореографии, но поскольку они описаны в первом сборнике Месье Фёйе, я уверен, что те, кто захочет следовать им, разыщут тот сборник, в котором находятся объяснения различных фигур танца …и тех шагов, которые следует использовать в контрдансах». Во «второй сборник контрдансов» вошли 27 танцев, среди которых можно найти новые английские танцы, танцы авторства Месье Вуазена, Месье Шарпентьера (M.Charpentier), а также собственного сочинения Месье Дезе.

Список литературы

Добавить комментарий