Варианты названия: Danse du chandellier (chandelier), Танец с подсвечником, Branle de la Torche, Бранль с факелом.
Источник изучения: анонимный манускрипт Instruction pour danser (c1610, предположительный автор – Антуан Эмеро). Этот же танец под названием Branle du chandelier описан у Арбо (совсем неподробно). В “Il Ballarino” описан также вариант для двух танцоров и вариант для трех танцоров, а в Nobiltà di dame — на пятерых.
Исходное положение: Танец на троих с приглашением по цепочке.
Музыка: размер 4/4, две части по 8 тактов, AABB, повторяется до окончания танца.
В 16 и начале 17 века музыка нотировалась разными способами, разбиения на такты еще не существовало в практике. В манускрипте нет нот, однако музыка есть у Михаэля Преториуса под номером XV. В отличие от музыки Карозо, здесь есть дополнительная вторая часть, а музыкальный размер такой, что “такты” получаются в 2 раза длиннее. Первая часть музыки Преториуса совпадает с мелодией Карозо.
Танец относится к: 1600-1620
Автор описания: Дмитрий Филимонов
Шаги
В течение всего танца используются два шага: основной шаг и Reverance.
Основной шаг описан как три обычных шага (pas marché) и поднятие. Учитывая схожесть танца с итальянской версией, шаг можно считать упрощенным вариантом позднего Seguito Ordinario (любой из версий – Карозо или Сантуччи). Это приводит к следующей реконструкции:
Такт 1, счет “раз”: шаг левой.
Такт 1, счет “два”: шаг правой.
Такт 2, счет “раз”: шаг левой, оставляя вес между ногами.
Такт 2, счет “два”: подняться на полупальцы и опуститься обратно (возможно, с переносом веса на левую ногу).
Reverance в манускрипте никак не описан. Кроме того, ни в одном из французских источников нет реверанса как шага, используемого внутри танца. Поэтому ниже в танце дана ссылка на современную автору итальянскую версию из Nobiltà di Dame, однако можно использовать и Riverenza из трактата Ercole Santucci.
Схема танца:
Описание танца в манускрипте не содержит ни точного числа шагов, ни подробностей или деталей исполнения, ни длины фигур. Тем не менее, традиция подобных танцев была хорошо известна в Европе и ниже описание танца приведено к известным нам по итальянским источникам канонам. Построение танца и фигуры весьма похожи на описание Ballo del Fiore на троих.
Начинает один кавалер, в правой руке он держит подсвечник или факел.
Приглашение дам и фигура расхода (64 такта)
AA, Такты 1–4: Реверанс с левой ноги.
AA, Такты 5–16: За 6 основных шагов, начиная с левой ноги, обойти залу, найдя в ней первую даму и подойти к ней.
BB, Такты 1–4: Реверанс даме с левой ноги (вероятно, дама отвечает, но в тексте это не указано).
BB, Такты 5–16: За 6 основных шагов, начиная с левой ноги, снова обойти залу, найдя в ней вторую даму и подойти к ней. Первая дама все это время следует за кавалером.
AA, Такты 1–4: Реверанс новой даме с левой ноги (вероятно, дама отвечает, но в тексте это не указано, первая дама тоже может в этот момент сделать реверанс).
AA, Такты 5–16: За 6 основных шагов, начиная с левой ноги, снова обойти залу, найти в ней удобный конец залы и, развернувшись, встать перед дамами так, чтобы дамы стояли у края залы, лицом в центр, а кавалер перед ними, лицом к дамам. Первая дама все это время следует за кавалером, а вторая дама за первой дамой.
BB, Такты 1–4: Все делают Реверанс.
BB, Такты 5–16: Кавалер за 6 основных шагов, начиная с левой ноги и разворачиваясь через левое плечо, отходит от дам в другой конец залы, где в конце снова разворачивается лицом к дамам.
Основная часть (48 тактов)
Первая фигура (“гребенка”)
AA, Такты 1–4: Реверанс с левой ноги.
AA, Такты 5–16: За 6 основных шагов, начиная с левой ноги, кавалер и дамы меняются местами, кавалер проходит между дамами.
Вторая фигура (повторение “гребенки”)
BB, Такты 1–16: Повторение предыдущей фигуры.
Третья фигура (“вращение за руки”)
В этой фигуре уместно использовать подачу и отпускание руки со всем итальянским церемониалом Solita Creanza, поскольку аналогичная практика была в ходу и во Франции.
AA, Такты 1–4: Реверанс с левой ноги.
AA, Такты 5–8: За 2 основных шага, начиная с левой ноги, кавалер и дамы сходятся в центре.
AA, Такты 9–16: За 4 основных шага, начиная с левой ноги, кавалер делает полный оборот за левую руку с левой дамой. В конце необходимо переложить подсвечник в левую руку.
BB, Такты 1–8: За 4 основных шага, начиная с левой ноги, кавалер делает полный оборот за правую руку с правой дамой.
BB, Такты 9–16: За 4 основных шага, начиная с левой ноги и разворачиваясь через левое плечо, дамы и кавалер расходятся обратно в разные концы залы.
Четвертая фигура (“неудачная попытка вручения”)
AA, Такты 1–4: Реверанс с левой ноги.
AA, Такты 5–8: За 2 основных шага, начиная с левой ноги, кавалер и дамы сходятся в центре.
AA, Такты 9–12: Все делают Реверанс, а кавалер предлагает одной из дам подсвечник. Дама отказывается.
AA, Такты 13–16: Все делают Реверанс, а кавалер предлагает другой даме подсвечник. Дама отказывается.
BB, Такты 1–8: Повторение тактов 9-16 части AA. Кавалер может вновь предлагать подсвечник дамам в том же порядке, а может в другом.
BB, Такты 9–16: За 4 основных шага, начиная с левой ноги и разворачиваясь через левое плечо, дамы и кавалер расходятся обратно в разные концы залы.
Пятая фигура (“вручение и финал”)
AA, Такты 1–4: Реверанс с левой ноги.
AA, Такты 5–8: За 2 основных шага, начиная с левой ноги, кавалер и дамы сходятся в центре.
AA, Такты 9–12: Все делают Реверанс, а кавалер предлагает одной из дам подсвечник. Дама отказывается.
AA, Такты 13–16: Все делают Реверанс, а кавалер предлагает другой даме подсвечник. Дама отказывается.
BB, Такты 1–4: Все делают Реверанс, а кавалер вручает подсвечник той даме, которую он не хочет целовать.
После этого кавалер целует оставшуюся даму, а затем отводит ее на место. Дама, получившая подсвечник, начинает танец с начала (реверанс, во время которого она получила подсвечник фактически и был ее началом танца). Дама во время танца выбирает себе уже двоих кавалеров.