Шеституровые экосезы из сборников В.Г.Беккера

Источники изучения: W. G. Becker Taschenbuchen.

Танец относится к: 1795–1830
Автор описания: Юрий Чернышов, Мария Деркач
Степень реконструкции: Полная
Музыка:

Экосез (ecossaise, фр. — шотландский) — контрданс-лонгвей, duple или triple minor. Судя по всему, зародился в Германии в конце XVIII века, был популярен в Германии и Российской Империи. Танец в немецкой традиции предполагал импровизацию в шагах.

Структура танца. Музыка для экосезов имеет музыкальный размер в 2/4, содержит четыре или шесть колен. Два или четыре колена соответственно предназначены для исполнения фигуры экосеза, в двух последних коленах исполняется шассе или вальс вниз и вверх по сету (далее для обозначения этой части используется немецкоязычный термин Chasser oder Walzer). В конце проведения первая пара смещается на одну пару вниз так, чтобы совершилась контрдансная прогрессия.

Техника исполнения. Почти все немецкоязычные учебники говорят об импровизации в шагах экосеза. В частности, Ивенсен пишет: «Ещё десять лет назад мы в экосезах не танцевали ничего кроме поочерёдных прыжков с левой и правой ноги. Теперь же не проходит и года, чтобы кто-нибудь не выдумал новый шаг». Можно обнаружить указания на следующие шаги: demi-jeté, 3 Chassé – saut-croix. В русской, более поздней традиции исполнения экосезов, используется связка 3 Chassé – Jeté – Assemblé.

Для исполнения Chasser oder Walzer можно использовать те же связки (без вращения), па галопа (с вращением или без вращения по выбору танцоров) или прыгающий вальс (в немецких источниках он называется Ecossaise Walzer, в англоязычных — Quick Sautese). Стоит отметить, что возможность использования прыгающих вальсов в экосезах не описывается явно в источниках. Такая возможность предполагается реконструктором, исходя из набора косвенных признаков, таких как: слово Walzer в названии фигуры, совпадение музыкальных размеров и названий музыкальных форм (Ecossaise Walzer и Ecossaise соответственно).

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1810.
Ecossaise №2 (triple minor, хореограф — Franz Anton Roller).

1810

Тур 1. Первый и второй кавалеры танцуют вокруг первой дамы так, чтобы первый вернулся на своё место, а второй кавалер, вторая дама и первый кавалер встали в небольшой круг (см. картинку).

Тур 2. Первый кавалер, второй кавалер и вторая дама берутся за руки и танцуют полный круг вокруг первой дамы (удобнее танцевать круг против часовой стрелки). Первая дама в это же время уходит на место второго кавалера (проходя под руками первого и второго кавалеров).

Тур 3. Первая и третья пары танцуют полные круги вокруг второго кавалера и второй дамы соответственно, обходя их против часовой стрелки (будет удобнее, если дама будет идти за кавалером). В конце все приходят на свои изначальные места (первая дама стоит очень близко ко второму кавалеру).

Тур 4. Второй кавалер и вторая дама танцуют полные круги вокруг первого и третьего кавалеров соответственно так, чтобы вернуться на свои места.

Туры 5 и 6. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1815.
Ecossaise №3 (triple minor, хореограф — Franz Anton Roller).

Тур 1. Первая пара идёт вниз по сету «змейкой» (кавалер дважды проходит за спиной своей дамы): проходят между танцорами второй пары, обходят третью пару снаружи сета. В конце встают ниже третьей пары.

becker-1815

Тур 2. Первая и вторая дамы танцуют вперёд и назад к своим кавалерам и от них, первый и второй кавалеры — два такта паузы, затем за своими дамами в линию дам. Третья пара в это же время танцует за спинами второй пары так, чтобы встать выше них по сету в линии дам. В конце этого тура пары стоят в линии дам, дамы выше кавалеров, порядок 3 — 2 — 1.

Тур 3. В линии берутся за руки и идут за первым кавалером в линию кавалеров. В конце все стоят напротив своих начальных мест.

Туры 4. Отпускают руки между парами, танцуют маленькие круги вокруг своих изначальных мест.

Туры 5 и 6. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.
Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1824.
Ecossaise (duple minor, хореограф — A. Lauchery).

becker-1824

Тур 1. Первый кавалер и вторая дама подают друг другу правые руки и танцуют круг так, чтобы встать в линию на уровне второй пары.

Тур 2. То же самое проделывают первая дама и второй кавалер. В конце все стоят в линию на уровне вторых пар, первая пара в центре, танцоры второй пары — по краям, кавалеры смотрят вверх по сету, дамы – вниз по сету.

Тур 3. Два такта делают балансе в линиях (техника на балансе не указана, можно танцевать pas de basques или pas zephyr). За два такта меняются в линиях местами так, чтобы танцоры второй пары оказались в центре, а танцоры первой — по краям.

Тур 4. В линии танцуют два такта балансе, за два такта возвращаются на исходные места (по кратчайшей траектории).

Туры 5 и 6. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1826.
Ecossaise (duple minor, хореограф — G. Riebe).

becker-1826

Тур 1. Первая и вторая пары подают друг другу правые руки (первый кавалер — первой даме, второй кавалер — второй даме) и кружатся полкруга так, чтобы поменяться местами. Руки в конце не отпускают.

Тур 2. Первый кавалер подаёт второй даме левую руку, в образовавшейся «цепочке» танцуют вниз на па галопа.

Тур 3. Отпускают руки между парами, кружатся ещё полкруга.

Тур 4. Первая дама подаёт второму кавалеру левую руку, в «цепочке» танцуют галопа вверх по сету.

Туры 5 и 6. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.

Добавить комментарий