География: Россия и Санкт-Петербург. Танцы: Le Menuet de la Reine, А ла грек, Бальные танцы, Венгерка, Гавот, Гроссфатер, Кадрили, Кадриль со звездой, Казачок, Контрдансы, Котильон, Краковяк, Мазурка, Матлот, Матрадур, Менуэт, Монимаск, Национальные танцы, Обучение танцам, Полонез, Польские танцы, Попурри, Ревельская кадриль, Русская кадриль (с вальсом), Русская пляска, Саботьер, Сценические (постановочные) танцы, Украинские танцы, Французская кадриль, Цыганские пляски, Шведская кадиль и Экосез. Персоналии: Деросси, балетмейстев, преподаватель в Горном институте. Годы: 1810-е, 1815, 1816, 1817, 1818, 1819, 1820, 1820-е, 1821, 1822 и XIX век.

Из искусств танцевание было у нас в большой славе. Наш танцмейстер г. Деросси, приобретший в свое время репутацию отличного балетмейстера в разных европейских театрах, имел уже около шестидесяти лет, но сохранил еще всю свою бодрость, свежесть и живость. … иные кадеты так боялись Деросси, что когда доходила до них очередь танцевать какое-нибудь соло, то, бывало, прежде перекрестятся, а потом уж и пойдут выплясывать. … Многие, даже из малолетних кадет, сами напрашивались, чтобы их учили разным национальным пляскам, которые, как известно, гораздо труднее бальных танцев. Охота пуще неволи. Танцевальные классы, как я уже говорил, были по два раза в неделю: по средам и субботам. В среду учились профаны, еще не посвященные во все изгибы танцевального искусства; с ними, разумеется, было много хлопот и возни господину Деросси. По субботам танцевали уже искусившиеся в этом деле и прошедшие, как следует, через руки г. Деросси. Танц-классы по субботам представляли совершенное подобие бала в лучшем кругу общества, только без участия прекрасного пола и без всякого угощения. В этот день, тотчас после обеда, начинался бальный кадетский туалет. Танцоры причесывались, помадились, душились, надевали мундир, чистые белые чулки и легкие башмаки; у всех были белые перчатки и белый носовой платок, у многих напрысканный духами. Отчаянные франты завивали себе хохол и виски, которые иногда г. Деросси приводил в явный беспорядок. В большой танцевальной зале, ярко освещенной (зимою) и благоухающей от курений, стоит, бывало, в величественной позе наш г. Деросси, как хозяин, ожидающий своих гостей – кадет. Корпусный оркестр из двадцати музыкантов ждет только сигнала. Ровно в три часа отворяются двери в зал, и кадеты входят попарно, приветствуя поклоном своего танцмейстера, который зорко смотрит на все манеры кланяющихся, и по мере надобности делает свои замечания по-французски. В этот день в танц-классе господствует французский язык. Потом все садятся на расставленные около стены стулья. Нетанцующие кадеты, которым также дозволялось быть в танц-классе, но не иначе, как в мундире и башмаках, становятся за стульями, как незваные-непрошенные гости. Раздается прелюдия полонеза. Все встают, и по сделанному уже наперед распоряжению танцмейстера, старшие или взрослые кадеты подходят к малорослым, танцующим за дам, кланяются им, подают руку и ведут их к своим местам. Деросси, взяв лучшего танцора, становится с ним в первой паре и дает знак оркестру. И вот гремит знаменитый в свое время, а ныне совсем забытый, полонез Козловского: «Гром победы раздавайся». Идет пара за парой величаво, стройно, плавно, приседая и кланяясь друг другу в такт, под музыку. Потом пары расходятся и сходятся, делают шен – и все с такими же грациозными движениями, наконец раскланиваются и садятся. Такого полонеза нынче нигде не увидишь, разве только на сцене, как, например, во втором действии оперы Глинки «Жизнь за царя». За полонезом следовал ряд разнообразных кадрилей. Нынешнего контрданса или французского кадриля тогда еще не существовало. Мы танцевали простой кадриль с вальсом, ревельский кадриль со звездочкою, багратионов кадриль, шведский, экосесы с бесчисленными вариациями, мазурку во всей ея первобытной красе, бойкий, живой краковяк, церемониальный менуэт с гавотом a la reine, матрадуру, манимаск, тампет – настоящий бурный танец, гроссфатер, а-ля-грек, поппури из всех возможных танцев и плясок, и венцом всего был любимый тогда котильон с бесконечным вальсом и разнообразными фигурами. Для публичного или выпускного экзамена учили некоторых кадет разнохарактерным национальным танцам. У нас была русская пляска, венгерская, цыганская, казачек, матлот с флагами, саботьер и другие. В этом деле помогал г.Деросси другой учитель танцевания – г.Артемьев.


Автор цитаты: Ардалион Иванов

Источник: Современник, журнал литературный и (с 1857 года) политический), т.LXXVI. СПб, в типографии Карла Вульфа, 1859, с.257-259

Цитата относится к: 1859 г.

Подобрал цитату: Ольга Фиалко

Добавить комментарий