Источники изучения: Fabritio Caroso “Il Ballarino” (1581)
Этот танец описан в “Il Ballarino” Карозо, по структуре похож на длинные английские контрдансы. Похожий танец под названием “La Chirintana” описывает в XV веке Guglielmo Ebreo. Транскрипт описания. Варианты названия: Киаранцана, Кьяранцана
Танец относится к: 1581
Хореограф: Итальянский народ
Автор описания: Ростислав Кондратенко
Степень реконструкции: Полная реконструкция
Последние изменения: 09.03.2019, перенос на сайт 15.06.2016
Музыка состоит из двух фраз, A — 3/4, 12 тактов; B — 6/8, 12 тактов.
В лютневой табулатуре Карозо в первой части тактовые черты расставлены согласно двудольному метру, хотя музыка имеет трехдольный. Расстановка черт в лютневой табулатуре в конце 16 века часто не имеет отношения к тактам и поэтому ее не стоит в данном случае принимать во внимание.
Количество повторений в каждой из частей зависит от числа пар в сете.
Запись с диска (Balli e Balletti da Ballare, Atelier Danse, fonti musicali, fmd 071. 1987) рассчитана на 6 пар.
Исходное положение: Пары стоят в колонну, держась за обычные руки.
Схема танца:
Вступление
Такты 1-4. Riverenza grave.
Такты 5-8. 2 Continenze влево и вправо.
Такты 9-12. 2 Puntati вперед и назад.
Проходка
Все проходят вперед за одно повторение музыки.
Такты 1-4. 2 Passi, Seguito вперед, начиная с левой.
Такты 5-8. 2 Passi назад, начиная с правой. 2 Riprese вправо.
Такты 9-12. 2 Continenze влево и вправо.
Первый куплет
Первая пара разворачивается лицом к остальному сету за одно повторение музыки (на тех же шагах, что и на проходке), остальные пары продолжают движение вперед.
На следующем повторении все, кроме первой и второй пар продолжают идти вперед, а первая и вторая пары исполняют следующую связку:
Такты 1-4. 2 Passi, Seguito вперед, начиная с левой. Вторая пара продвигается вперед и поднимает руки аркой. Первая пара проходит под ними и все четверо разворачиваются через центр пары, но не отпускают руки. Первый кавалер левой рукой берет правую руку второй дамы, а второй кавалер левой рукой берет правую руку второй дамы, в результате чего получается решетка.
Такты 5-8. Все три пары делают на месте 2 Trabuchetti вправо и влево и 2 Riprese вправо.
Такты 9-12. 2 Continenze влево и вправо все вместе.
На следующем повторении первая пара проходит под руками третьей пары и танцует с ними. Эта фигура продолжается до тех пор пока первая пара не вернется на свое место. Пары дошедшие до любого из концов колонны разворачиваются за одно повторение музыки и со следующего повторения начинают танцевать в другую сторону.
Второй куплет
Первая пара разворачивается лицом к остальному сету за одно повторение музыки, остальные пары продолжают первый куплет.
На следующем повторении все, кроме первой и второй пар продолжают идти первый куплет, а первая и вторая пары исполняют следующую связку:
Такты 1-4. 2 Passi, Seguito вперед, начиная с левой. Первая пара отпускает руки и встает в одну линию со второй (первая смотрит вниз, вторая — вверх по сету), первый кавалер берется правыми руками со второй дамой, первая дама со вторым кавалером берутся левыми руками.
Такты 5-8. Все делают на месте 2 Trabuchetti вправо и влево и 2 Riprese вправо.
Такты 9-12. 2 Continenze влево и вправо.
На следующем повторении первая пара продолжает ту же фигуру с третьей парой. Пары идущие сверху сета всегда идут снаружи, а поднимающиеся снизу сета — внутри.
Пары дошедшие до любого из концов колонны разворачиваются за одно повторение музыки и со следующего повторения начинают танцевать в другую сторону.
Третий куплет
Первая пара разворачивается лицом к остальному сету за одно повторение музыки, остальные пары продолжают второй куплет.
На следующем повторении все, кроме первой и второй пар продолжают идти второй куплет, а первая и вторая пары исполняют следующую связку:
Такты 1-4. Первые две пары подходят друг к другу за 2 Passi, берутся за руки в кругу и делают Seguito влево по кругу, начиная с левой.
Такты 5-8. По кругу вправо 2 Passi, начиная с правой и 2 Riprese вправо.
Такты 9-12. 2 Continenze влево и вправо.
На следующем повторении первая пара проходит под руками второй пары, и берется за руки с третьей. Эта фигура продолжается до тех пор пока первая пара не вернется на свое место.
Пары дошедшие до любого из концов колонны разворачиваются за одно повторение музыки и со следующего повторения начинают танцевать в другую сторону.
Когда первая пара приходит на свое место она не разворачивается и останавливается и берется за обычные руки, вслед за ней в свою очередь останавливаются остальные пары, пока все не окажутся на своих местах. После этого музыка изменяется на B.
Второе вступление
Все вместе делают:
Такты 1-4. Riverenza grave.
Такты 5-8. 2 Continenze влево и вправо.
Такты 9-12. Первая пара разворачивается за 2 Seguiti, остальные стоят.
Волны
Все продвигаются на Spezzato или Passo.
Первая пара проходит под руками второй пары, затем поднимает руки и под ними проходит третья пара. Те пары, до которых еще не дошла волна просто продвигаются вперед. Пары дошедшие до одного их концов колонны разворачиваются и продолжают танцевать в обратную сторону.
Вариант: В описании Карозо предлагает кроме вышеописанного вариант, когда все пары идущие вверх по сету проходят под парами идущими вниз.
Когда первая пара возвращается на свое место, она отпускает руки и кавалер разворачивается влево и начинает обходить сет слева, дама разворачивается вправо и начинает обходить справа. Остальные пары по мере завершения предыдущей фигуры также разделяются и кавалеры идут за первым кавалером, дамы — за первой дамой. Пройдя до конца колонны кавалеры и дамы возвращаются на свои места проходя внутри колонны.
Завершение
Такты 1-4. Первый кавалер и первая дама берутся за обе руки и вращаются влево за 2 Passi и Seguito, начиная с левой.
Такты 5-8. 2 Passi и Seguito вращаясь вправо, начиная с правой ноги.
Такты 9-10. Первая пара отпускает руки и делает влево Spezzato и Riverenza minima, касаясь правыми руками.
Такты 11-12. Spezzato и Riverenza minima вправо, касаясь левыми руками.
Вариант: (Карозо допускает оба варианта) На такты 9-12 делается 2 Continenze налево и направо, касаясь правыми и левыми руками соответственно.
Затем эту же фигуру выполняет первый кавалер со второй дамой, первая дама со вторым кавалером, далее первые с третьими, а вторые друг с другом. В начале каждого повторения исполнявшие его кавалер и дама проходят друг мимо друга правыми плечами, подавая руки следующему партнеру.
Кавалеры и дамы дошедшие до любого из концов колонны просто исполняют ту же фигуру друг с другом и затем продолжают танцевать в обратную сторону.
Когда первая пара доходит до своих мест, кавалер подает даме руку и на Seguiti выводит ее из танца и оба заканчивают танец, делая Riverenza.
На следующем проведении из танца выходит вторая пара и так далее, пока все не закончат танец.