Русские экосезы

Источники изучения: [Петровский, 1825], [Максин, 1839].

Танец относится к: 1800-1840
Автор описания: Алексей Мачехин (Гарольд)
Степень реконструкции: Полная реконструкция
Музыка:

Экосез (шотландский – фр.) — контрданс-лонгвей на две пары в минор-сете, перекочевавший в XVIII веке в Европу и распространившийся, вероятно, из Франции в большинство европейских стран. В том числе и в Российскую империю, где он стал одним из самых популярных танцев.
Нижеприведенные фигуры и правила исполнения Экосеза взяты из двух известных российских танцевальных учебников первой половины ХІХ века.

При описании использована английская терминология. В первоисточниках фигуры описываются французскими аналогами.

Схема танца

1. Техника исполнения

В обоих учебниках Экосез описан на технике Chassé, Jeté, Assemblé, хотя Петровский уже в 1825 сетует на небрежность исполнения и использование простых шагов в танце, где следовало бы танцевать «шаги тряские», в т.ч. и pas de Zephir.

2. Фигуры Экосеза

Исходная позиция:
ec
2.1 Tour des mains (поворот за руки) (1825, 1839)
Первое колено (часть):
Такты 1-4. К1 и Д2: Turn*. Кавалер остается в центре, но так, чтобы не мешать Д1 и К2.
Такты 5-8. Д1 и К2: Turn*. Д1 остается в центре и подает К1 правую руку.

*В варианте 1839 года Tour des mains, как и в европейских кадрилях этого периода, делается уже не за две руки, а за правую руку.

Второе колено:
Такты 1-4. К1 и Д1: на 3 Chassé, Jeté, Assemblé: Lead down the middle.
ec-1
Такты 5-8. К1 и Д1 развернувшись через центр пары возвращаются на место пары ІІ, которая тем временем переходит на место пары І.

Вариант 1839. Во втором колене закрытая пара идет на па галопа вниз и вверх.

2.2 ↑ La croix et le rond (крест и круг) (1825, 1839)

Первое колено:
Такты 1-4. Пары І и ІІ: Hands across.
Такты 5-8. Пары І и ІІ: Hands four назад. Пара ІІ возвращается на свое место, а пара І остается в центре, взявшись за две руки лицом друг к другу.
Вариант 1839 Назад — то же hands across

Второе колено:
Такты 1-4. К1 и Д1: на 8 Glissade croisé (или па галопа): Lead down the middle
ec-2
Такты 5-8. К1 и Д1 развернувшись через центр пары на 3 Chassé, Jeté, Assemblé (или, предварительно договорившись, опять на Glissade croisé) возвращаются на место пары ІІ, которая тем временем переходит на место пары І.

2.3 ↑ Trois en bas (трое вниз) (1825)

Первое колено:
Такты 1-4. Д1 и Д2 взявшись за руки, а за ними К1 идут вниз на 3 Chassé, Jeté, Assemblé, после чего дамы разворачиваются лицом к кавалеру и подают ему руки.
ec-3
Такты 5-8. Образовавшаяся тройка (кавалер спиной) возвращается вверх сета и вторая дама становится на место.

Второе колено:
Такты 1-8. К1 и Д1 взявшись за руки: на 3 Chassé, Jeté, Assemblé: Lead down the middle, up again, сначала Д1 идет спиной, затем, возвращаясь на место пары ІІ, спиной идет К1.

ec-4

2.4 ↑ Окончание
В рассматриваемых источниках приводится три варианта окончания экосеза, из которых два явно восходят к чрезвычайно популярному в Англии и США контрдансу Sir Roger de Coverley (Virginia Reel):

2.4.1 ↑ (1825)
Фигура танцуется один раз, без повтора
Первое колено:
Такты 1-4. В парах друг другу Set на pas de Zephir.
Такты 5-8. В парах Turn.

Второе колено (интерпретация):
Такты 1-8. Все пары взявшись за руки (либо дамы на право, кавалеры налево) идут променадом по кругу до своих мест.
ec-5

или
ec-6

2.4.2 (1825)

Такты 1-4. К1 и последняя дама Turn.
Такты 5-8. Д1 и последний кавалер то же.
Такты 9-12. К1 и Д1 то же.
Такты 13-16. К1 за линией кавалеров, а Д1 за линией дам переходят (танцуя) на место последней пары. Все остальные в это время поднимаются на одну позицию вверх.
ec-7

2.4.3 (1839)
Такты 1-8. Все танцоры взявшись за руки линиях идут на 7 Chassé, Jeté, Assemblé променадом по кругу до своих мест.
ec-8
Такты 9-16. К1 и Д1 на 16 па галопа: Lead down the middle, оставаясь на местах последней пары.

3. Правила исполнения

Являясь последовательностью нескольких простых контрдансов, Экосез подразумевал поочередное выполнение фигур начиная от первой пары (очевидно, кроме некоторых вариаций финала или шуточных фигур). При этом, в отличие от английский практики, где в это время наиболее распространенной формой контрданса является лонгвей на три пары, одновременно в танце принимает участие только две пары — ведущая и задействованная ею вспомогательная. Таким образом, пока первая пара опускалась в танце до позиции последней в сете, вторая ожидает своей очереди и вступает лишь когда первая станет последней, что обуславливает бóльшую длительность экосезов по сравнению с английскими контрдансами.
Фигура экосеза заканчивается с возвращением всех пар на свои исходные места. При этом фигуру обязаны повторять все пары вслед за первой, которая и задает схему каждого проведения.

Добавить комментарий