Источники изучения: Chigi ms. (circa 1560), транскрипт описания есть в статье.
В манускрипте Chigi танец назван как “contra passo”. Версия Chigi предназначена для 4 пар в кругу, причем в одной из фигур есть взаимодействие всех партнеров.
Этот танец присутствует также в обеих книгах Карозо. В “Il Ballarino” он озаглавлен как Contrapasso, в “Nobiltà di Dame” как Contrapasso Da Farsi In Ruota. Также в обоих книгах есть танец “Contrapasso nuovo” (в “Il Ballarino”) и Contrapasso nuovo da farsi in sesto (в “Nobiltà di Dame”), сочиненный Карозо под ту же музыку. Кроме того, танец Contrapasso in Sesto также присутствует у Эрколе Сантуччи в Mastro da Ballo, а Contrapas есть в манускрипте Хатота Тарраго Questa carta de danses
Версия в “Il Ballarino” предназначена для одной пары, а в “Nobiltà di Dame” для нескольких пар, стоящих в кругу. Тем не менее пары танцуют независимо. Упоминание танца на протяжении 40 лет и наличие версий на несколько пар может свидетельствовать о том, что танец пользовался большой популярностью. Также в “Nobiltà di Dame” указано, что танец исполняется после “Il Piantone” или “Ballo del Fiore”. Все версии танца довольно похожи и можно предположить, что вариант исполнения в кругу из “Nobiltà di Dame” был создан для того, чтобы без изменения музыки одновременно его могли танцевать произвольное число пар. Сравнение трех версий танца собрано в таблицу.
Музыка в манускрипте отсутствует, поэтому используется музыка из книг Карозо. Она имеет размер 3/4, состоит из 3х фрагментов A — 8т., B — 4т., C — 8т. Музыка должна исполняться в последовательности: AAA BBC BBC BBC AAAA BBC BBC BBC. Возможно, второй раз часть A исполняется не 4, а всего два раза.
Варианты названия: Контрапассо
Танец относится к: 1560
Хореограф: Неизвестен
Автор описания: Ростислав Кондратенко, Дмитрий Филимонов
Схема танца:
Исходное положение: 4 пары в кругу, держась за обычные руки внутри каждой пары
Построение и количество пар не описано и восстанавливается по дальнейшему описанию.
Часть 1 (24 такта, ААА)
Такты 1-8: Riverenza и 2 Continenze (влево и вправо)
Такты 9-12: С левой ноги по кругу влево 2 Passi и Seguito
Такты 13-16: С правой ноги по кругу вправо 2 Passi и Seguito
Такты 17-24: Повтор 9-16 ещё раз
Часть 2 (48 тактов, музыка BBC BBC BBC)
Такты 1-4: Взявшись за правые руки с партнером с левой ноги вращаться за 2 Passi и Seguito.
Такты 5-8: Взявшись за левые руки с партнером с правой ноги вращаться за 2 Passi и Seguito.
Такты 9-12: На месте полный оборот вокруг левого плеча с левой ноги 2 Seguiti.
Такты 13-16: На месте полный оборот вокруг правого плеча с правой ноги 2 Seguiti.
Такты 17-24: Повтор тт. 1–8, но берясь за предплечья, а не за руки
Такты 25-32: Повтор тт. 9–16
Такты 33-40: Повтор тт. 1–8, но берясь за обе руки
Такты 41-48: Повтор тт. 9–16
Часть 3 (32 такта, АААА)
Такты 1-32: За 8 Seguiti, начиная с левой, сделать Catena по кругу, начиная правой рукой со своим партнером
Здесь приходится делать шаги в два раза медленнее, если брать четырехкратное повторение музыки. Это довольно удобно и позволяет красиво подавать руки партнерам, плавно продвигаясь по кругу. Кроме того, в “Il Ballarino” в описании “Contrapasso nuovo” указаны Seguiti grave на этой части. С другой стороны, вполне возможно, что в этой части используется лишь два повторения музыки и Seguiti в обычном темпе.
Часть 4 (48 тактов, музыка BBC BBC BBC)
Такты 1-8: Riverenza и 2 Continenze (влево и вправо)
Такты 9-16: Повтор тт. 9–16 из части 2
Такты 17-20: Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Seguito
Такты 21-24: Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Seguito
Такты 25-32: Повтор тт. 25–32 из части 2
Такты 33-40: Кавалер делает Riverenza с левой, затем дама также делает Riverenza с левой
Такты 41-48: Повтор тт. 41–48 из части 2
Кавалер целует свою руку и подает ее даме. Взявшись с партнером за обычные руки все завершают танец Riverenza.