Источники изучения: Fabritio Caroso “Il Ballarino” (1581), “Nobiltà di Dame” (1600), Chigi ms. (circa 1560)
Описание танца есть в манускрипте Chigi и там танец назван как “contra passo”. Этот же танец присутствует в обеих книгах Карозо. В “Il Ballarino” он озаглавлен как “балетто неизвестного [авторства]”, в “Nobiltà di Dame” просто как Contrapasso. Также в обоих книгах есть танец “Contrapasso nuovo”, сочиненный Карозо под ту же музыку. Аналогичный танец есть книге Сантуччи, однако есть основания полагать, что это описание содержит множество ошибок.
Версия Chigi предназначена для 4 пар в кругу, причем в одной из фигур есть взаимодействие всех партнеров. Версия в “Il Ballarino” предназначена для одной пары, а в “Nobiltà di Dame” для нескольких пар, стоящих в кругу. Тем не менее пары танцуют независимо. Упоминание танца на протяжении 40 лет и наличие версий на несколько пар может свидетельствовать о том, что танец пользовался большой популярностью. Также, в “Nobiltà di Dame” указано, что танец исполняется после “Il Piantone” или “Ballo del Fiore”. Все версии танца довольно похожи и можно предположить, что вариант исполнения в кругу из “Nobiltà di Dame” был создан для того, чтобы без изменения музыки одновременно его могли танцевать произвольное число пар.
Музыка имеет размер 3/4, состоит из 3х фрагментов A — 8т., B — 4т., C — 8т. Музыка должна исполняться в последовательности: AAA BBC BBC BBC AAAA BBC BBC BBC, при этом некоторые фонограммы предназначены для “Contrapasso nuovo” и имеют 3 а не 4 повторения части A во второй раз. С незначительными изменениями можно танцевать и под эту музыку.
Варианты названия: Контрапассо
Танец относится к: 1581,1600
Хореограф: Неизвестен
Автор описания: Ростислав Кондратенко, Дмитрий Филимонов
Степень реконструкции: Полная
Последние изменения: 10.03.2019, перенесен 15.06.2016
Схема танца:
В начале описания танца в “Nobiltà di Dame” указано, что после окончания “Il Piantone” или “Ballo del Fiore“ оставшийся кавалер приглашает 3,4 или 6 дам и на одного меньше кавалеров, после чего они встают по кругу в парах и по сигналу первого кавалера начинается музыка.
Il Ballarino | Chigi | Nobiltà di Dame | ||
Исходное положение | К и Д в полоборота друг к другу держась за обычные руки | 4 пары в кругу, держась за обычные руки внутри каждой пары Построение и количество пар не описано и восстанавливается по дальнейшему описанию. |
Пары в кругу (К и Д чередуются в общем кругу), в полоборота к своему партнеру, держась за обычные руки внутри каждой пары | |
Музыка | Такты | Часть 1 (24 такта, музыка AAA) | ||
A | 1–8 | Riverenza и 2 Continenze (влево и вправо) | ||
A | 9–12 | С левой ноги вперед 2 Passi и Doppio Карозо упоминает Seguito вместо Doppio как неправильный вариант, но возможный вариант |
С левой ноги по кругу влево 2 Passi и Seguito | |
13–14 | Назад с правой 2 Passi | С правой ноги по кругу вправо 2 Passi и Seguito | ||
15–16 | 2 Riprese вправо | |||
A | 17–24 | Повтор тт. 9–16 | ||
Музыка | Такты | Часть 2 (48 тактов, музыка BBC BBC BBC) | ||
B | 1–4 | Взявшись за правые руки с партнером с левой ноги вращаться за 2 Passi и Seguito В “Il Ballarino” вместо Seguito, как равноправный вариант, указан Doppio |
||
B | 5–8 | Взявшись за левые руки с партнером с правой ноги вращаться за 2 Passi и Seguito В “Il Ballarino” вместо Seguito, как равноправный вариант, указан Doppio |
||
C | 9–12 | На месте полный оборот вокруг левого плеча с левой ноги 2 Seguti, в конце второго сделать небольшую Riverenza | На месте полный оборот вокруг левого плеча с левой ноги 2 Passi и Seguto, в конце второго сделать небольшую Riverenza | |
13–16 | На месте полный оборот вокруг правого плеча с правой ноги 2 Seguti, в конце второго сделать небольшую Riverenza | На месте полный оборот вокруг правого плеча с левой ноги 2 Passi и Seguto, в конце второго сделать небольшую Riverenza | ||
BB | 17–24 | Повтор тт. 1–8, но берясь за предплечья, а не за руки | ||
С | 25–32 | Повтор тт. 9–16 | С левой ноги 2 Seguiti назад в диагональ и 2 Seguti вперед в диагональ. Продвижение вперед-назад должно быть небольшим | |
BB | 33–40 | Повтор тт. 1–8, но берясь за обе руки | ||
C | 41–48 | Кавалер: С левой ноги 2 Seguiti назад в диагональ и 2 Seguti вперед в диагональ Дама: Повтор тт. 9–16 |
Повтор тт. 9–16 | Повтор тт. 25–32 |
Музыка | Такты | Часть 3 (32 такта, музыка AAAA) | ||
A | 1–8 | 8 Seguiti вперед, держась за обычные руки, проходя по залу | За 8 Seguiti, начиная с левой, сделать Catena по кругу, начиная правой рукой со своим партнером | 2 Seguiti по кругу влево с левой ноги |
A | 9–16 | 2 Passi и Saffice по кругу влево с левой ноги | ||
AA | 17–32 | Повтор тт. 1–16 по кругу вправо с правой ноги | ||
Здесь приходится делать шаги в два раза медленнее, но количество шагов и повторений музыки указывает именно на такое исполнение, хотя отдельных указаний на это в тексте нет и шаги названы также как и в остальном танце. Но в “Il Ballarino” в описании “Contrapasso nuovo” указаны Seguiti grave на этой части.
Если в фонограмме здесь только 3 повторения части A, то можно танцевать только 3 первые повторения, танец от этого никак особенно не пострадает, однако для версии из манускрипта Chigi нужно будет образовать круг из 3 пар. |
||||
Музыка | Такты | Часть 4 (48 тактов, музыка BBC BBC BBC) | ||
BB | 1–8 | Riverenza и 2 Continenze (влево и вправо) | ||
C | 9–16 | Повтор тт. 9–16 из части 2 | ||
B | 17–20 | Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Doppio Как равноправный вариант, указан Seguito |
Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Seguito | Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Doppio Seguito указан как ошибочный вариант |
B | 21–24 | Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Doppio Как равноправный вариант, указан Seguito |
Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Seguito | Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Doppio Seguito указан как ошибочный вариант |
C | 25–32 | Повтор тт.25–32 из части 2 | Повтор тт. 25–32 из части 2 | |
B | 33–36 | Кавалер делает Riverenza с левой, затем дама также делает Riverenza с левой | 2 Continenze (влево и вправо) | |
B | 37–40 | С левой ноги 2 Seguiti назад в диагональ | ||
C | 40–44 | Повтор тт.41–48 из части 2 | Повтор тт.41–48 из части 2 | 2 Puntati вперед с левой |
45–48 | Кавалер целует свою руку и подает ее даме. Взявшись с партнером за обычные руки все завершают танец Riverenza. | |||
Кавалер целует свою руку и подает ее даме. Взявшись с партнером за обычные руки все завершают танец Riverenza. |