La Catena d’Amore

Источники изучения: Cesare Negri “Le gratie d’amore” (1602), транскрипт описания.
Этот танец описан в “Le gratie d’amore” Негри, по структуре похож на длинные английские контрдансы и очень напоминает Кьяранцану Карозо. Варианты названия: Катена д’Аморе, Цепь любви.
Автор описания: Дмитрий Филимонов
Музыка состоит из двух фраз, A — 3/4, 12 тактов; B — 3/4, 22 такта.
В лютневой табулатуре Негри  вторая часть разделена на два куска, однако в мелодии такого деления нет. Текстовое описание музыки соответствует отсутствию дополнительного деления.
Количество повторений в каждой из частей зависит от числа пар в сете.

Негри пишет, что в этом танце можно делать многие другие фигуры, которые он для краткости не стал описывать. Реконструкция ниже основана на описанной у Негри последовательности фигур.

Исходное положение: Пары стоят в колонну, держась за обычные руки, слегка развернувшись в сторону своего партнера.

Схема танца:

Вступление

Такты 1-4. Riverenza grave.
Такты 5-8. 2 Riprese влево и вправо.
Такты 9-12. 2 Continenze влево и вправо.

Первая проходка

Все проходят вперед и назад за одно повторение музыки.
Такты 1-4. 2 Seguiti вперед, начиная с левой.
Такты 5-8. 2 Seguiti назад, начиная с левой.
Такты 9-12. 2 Riprese влево и вправо (слегка развернувшись в сторону своего партнера).

Первая вариация

Первая пара разворачивается вправо (вокруг дамы) лицом к остальному сету за одно повторение музыки (на тех же шагах, что и на первой проходке), остальные пары продолжают движение вперед и назад.

На следующем повторении все, кроме первой и второй пар продолжают идти вперед и назад, а первая и вторая пары исполняют следующую связку:
Такты 1-4. Первая и вторая пары делают 2 Seguiti вперед, начиная с левой. Первая пара продвигаясь вперед поднимает руки аркой. Вторая пара проходит под ними.
Такты 5-8. Вторая пара делает 2 Seguiti назад, начиная с левой. Первая в это время делает 2 Seguiti вперед, начиная с левой.
В описании сказано, что первые две пары продолжают делать те же шаги “в четырехугольнике”, однако если обе пары будут идти назад, то они могут столкнуться спинами. В данной реконструкции выбран слегка измененный вариант движения для первой пары, который исключает столкновения и хорошо соотносится с текстом про четырехугольник.
Такты 9-12. 2 Riprese влево и вправо (слегка развернувшись в сторону своего партнера).

На следующем повторении третья пара проходит под руками первой пары и так далее. Эта фигура продолжается до тех пор пока первая пара не вернется на свое место. Пары дошедшие до любого из концов колонны разворачиваются за одно повторение музыки и со следующего повторения начинают танцевать в другую сторону.

Вторая вариация

Первая пара разворачивается лицом к остальному сету за одно повторение музыки, остальные пары продолжают первый куплет.

На следующем повторении все, кроме первой и второй пар продолжают идти первый куплет, а первая и вторая пары исполняют следующую связку:
Такты 1-4. Первая пара берется за обе руки и ловит второго кавалера, который оказывается между рук первой пары. Первая пара танцует 2 Seguiti влево, начиная с левой, а второй кавалер танцует 2 Seguiti вперед, начиная с левой. Вторая дама находится сбоку и тоже танцует 2 Seguiti вперед, начиная с левой.
Такты 5-8. Первая пара танцует 2 Seguiti вправо, начиная с левой, а второй кавалер танцует 2 Seguiti назад, начиная с левой. Вторая дама находится сбоку и тоже танцует 2 Seguiti назад, начиная с левой.
Такты 9-12. 2 Riprese влево и вправо.

На следующем повторении первая пара продолжает ту же фигуру со второй дамой (сначала выпуская первого кавалера). На следующем проведении с третьим кавалером, на следующем с третьей дамой и так далее. Пары дошедшие до любого из концов колонны разворачиваются за одно повторение музыки и со следующего повторения начинают танцевать в другую сторону. Пары вернувшиеся на свое место начинают снова танцевать первую проходку вперед и назад.

Реконструкция этой фигуры неоднозначна. В этой версии на одно продвижение к следующей паре необходимо в два раза больше музыки, чем для первой и третьей вариации. Возможны другие интерпретации оригинального текста.

Третья вариация

Первая пара дожидается пока все пары не закончат исполнять вторую вариацию, после чего разворачивается лицом к остальному сету за одно повторение музыки, остальные пары продолжают второй куплет.

На следующем повторении все, кроме первой и второй пар продолжают идти первую проходку, а первая и вторая пары исполняют следующую связку:
Такты 1-4. Вторая дама выходит немного вперед за 2 Seguiti, а первая пара и второй кавалер берутся за руки вокруг второй дамы и делают 2 Seguiti влево по кругу, начиная с левой.
Такты 5-8. Вторая дама отходит немного назад за 2 Seguiti, а первая пара и второй кавалер делают 2 Seguiti по кругу вправо, начиная с левой.
Такты 9-12. 2 Riprese влево и вправо.
На следующем повторении первая пара проходит вперед ко второй паре и танцует с ними такую же фигуру. Вторая пара продвигается вверх по колонне, первая и вторая пары расходятся дамами. Эта фигура продолжается до тех пор пока первая пара не вернется на свое место.
Пары дошедшие до любого из концов колонны разворачиваются за одно повторение музыки и со следующего повторения начинают танцевать в другую сторону.

Пары вернувшиеся на свое место начинают снова танцевать первую проходку вперед и назад. Первая пара дожидается пока все пары не закончат исполнять вторую вариацию, после чего музыка изменяется на B.

Второе вступление

Первая пара на Seguito сдвигается влево, в то время как остальные пары продвигаются вперед. Первая дама берет за руку второго кавалера и далее уже первые две пары сдвигаются влево, а остальные продвигаются вперед. Первый кавалер выводит таким образом всех танцоров в единой цепочке в круг, после чего закручивает всех по спирали в “улитку”. Когда первый кавалер видит, что все уже находятся достаточно близко, он разворачивается налево и выводит цепочку обратно, разворачивая всю цепочку из улитки обратно в круг.

Четвертая вариация

Первый кавалер проходит под руками последней пары и выводит за собой всю цепочку. Последний кавалер встает лицом к своей даме со скрещенными руками, левая под правой. Далее первый кавалер повторяет то же самое со всеми остальными парами и в итоге получается колонна дам и кавалеров, где все держатся за руки и руки перекрещены.

Из этой фигуры есть два варианта продолжения:
Вариант 1 Первый кавалер проходит внутри колонны под всеми руками, выводя всю цепочку вновь в круг, а затем выстраивая в колонну.

Карозо не описывает перестроение из цепочки обратно в колонну, однако из следующей фигуры видно, что ее нужно начинать в построении в колонну.

Вариант 2 Не отпуская рук все делают
Такты 1-4. 2 Seguiti влево.
Такты 5-8. 2 Seguiti вправо.
Такты 9-12. 2 Continenze влево и вправо.
Такты 13-16. 2 Riprese влево и вправо.
Такты 17-20. Отпуская руки, кружочек за 2 Seguiti вокруг левого плеча.
Такты 21-24. Кружочек за 2 Seguiti вокруг правого плеча.

Третье вступление

Все вместе делают Riverenza grave, после чего первый кавалер идет вправо и ведет за собой по кругу всех кавалеров (дамы стоят на месте). Когда кавалеры вновь оказываются напротив своих дам, фигура повторяется, то есть снова все делают Riverenza grave, но уже первая дама ведет всех дам влево (кавалеры стоят).

Если эту фигуру исполнять из колонны получающейся после второго варианта завершения четвертой вариации, то кавалеры отходят от дам в сторону, а не обходят их.

Пятая вариация

Такты 1-4. Первый кавалер и первая дама делают Riverenza grave.
Такты 5-8. 2 Riprese влево и вправо.
Такты 9-10. Первый кавалер и первая дама меняются местами за правую руку на 2 Seguiti.
Такты 11-12. Первый кавалер и первая дама вокруг левого плеча возвращаются на свои места за 2 Seguiti.

Первый кавалер подает своей даме руку, на Seguiti выводит ее из танца и оба заканчивают танец, делая Riverenza. В это время вторая пара начинает делать пятую вариацию и потом также выходит и заканчивает танец, и так далее, пока все не закончат танец.

Добавить комментарий